МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ , объединения
гос-в или нац. обществ (ассоциаций) неправительств, характера для достижения
общих целей в области политической, экономической, социальной, научно-технической,
культуры и т.п.; одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества
между гос-вами.


Попытки создания М. о. предпринимались
ещё в глубокой древности, но формирование ин-та М. о. в совр. понимании
относится ко 2-й пол. 19 в. Становление М. о. как важного элемента структуры
междунар. отношений вызвано потребностями развития хоз. связей, интенсификацией
на этой базе многосторонних отношений между гос-вами и народами в самых
различных областях. Развитие первых М. о. - административных союзов
международных
(или уний) происходило в условиях безраздельного господства
международных отношений капиталистического типа, в их деятельности отразились
наиболее характерные черты этих международных отношений: ожесточённая борьба
за рынки и сферы влияния, подчинение слабых воле сильных, бесправное положение
колониальных и зависимых народов и т. п. Многостороннее междунар. сотрудничество
на постоянной основе развивалось прежде всего по таким спец. вопросам,
как транспорт, связь и т. п. (см. Всемирный почтовый союз, Международный
союз электросвязи).
Первой попыткой сотрудничества в рамках М. о. по
политич. вопросам явилось учреждение в 1919 Лиги Наций,


Большое значение в формировании совр. М.
о. и их развитии имело образование Сов. гос-ва, а затем мировой системы
социализма. Образование ООН на основе равноправного сотрудничества гос-в
с различными общественно-эконо-мич. системами явилось важным этапом в становлении
М. о., а активное участие СССР в разработке основ ООН имело решающее значение
для закрепления в её уставе основных демократич. принципов совр. междунар.
отношений в целом (в т. ч. и деятельности М. о.). После 2-й мировой войны
1939-45 наиболее значит, событием с точки зрения развития М. о. было создание
М. о. социалистич. гос-в (напр., Совета экономической взаимопомощи).


Существует более 2,5 тыс. М. о. самого
различного характера. Эти М. о. подразделяются прежде всего на две осн.
группы: межгосударственные и неправительственные. Членами межгос. М. о.
могут быть только гос-ва, в неправительств. М. о. входят нац. ассоциации,
общества, объединения неправительств, характера и даже отд. лица. В зависимости
от числа членов различают универсальные М. о. (включающие членов из всех
или почти всех гос-в мира), региональные (охватывают гос-ва определённого
географич. р-на), субрегиональные (часть географич. р-на) и ещё более узкие
по числу членов. С точки зрения состава членов имеются М. о. общие (с участием
представителей гос-в с различными социально-политич. системами) иоднотипные.
По сфере деятельности различают М. о., компетенция к-рых включает ряд сфер
междунар. сотрудничества (напр., вопросы мира и безопасности, экономич.,
социального и иного характера), и М. о. спец. назначения (по вопросам экономич.,
научно-технич., социального характера, культуры, образования, транспорта,
связи, здравоохранения и т. п.).


В основе создания и деятельности каждой
М. о. лежит учредит, акт (устав), к-рый представляет собой вид междунар.
договора. Устав обычно фиксирует цели, принципы, структуру, формы деятельности
и т. п.; он является высшим законом для М. о. и её членов, его положения
должны согласовываться и не могут противоречить нормам и принципам совр.
международного
права.



Хотя внутр. структура М. о. разнообразна,
выработались наиболее характерные её черты, общие для многих М. о. Высшим
органом М. о. обычно является общее собрание (конференция) всех членов,
созываемое через равные промежутки времени (ежегодно или раз в несколько
лет). К компетенции общего собрания, как правило, относятся принятие, пересмотр,
дополнение и изменение учредит, акта М. о., приём новых членов, установление
шкалы взносов, принятие бюджета и т. д. В период между конференциями деятельностью
М. о. руководит исполнит, совет (исполком, президиум и т. п.). Как правило,
в каждой М. о. имеется постоянный секретариат во главе с ген. секретарём
(директором). Кроме того, учреждаются вспомогательные органы консультативного
характера: комиссии, комитеты, рабочие группы, советы и т. п. Среди М.о.,
в первую очередь М.о. межгос. характера (напр., в ООН, во многих специализированных
учреждениях ООН,
в СЭВ, "Общем рынке", Организации африканского
единства
и др.), есть целый ряд орг-ций, структура к-рых включает довольно
сложные подсистемы вспомогательных органов. В связи с усложнением деятельности
крупных межгос. М. о. они создают спец. н.-и. ин-ты, в функции к-рых входит
прогнозирование, моделирование, исследование тенденций развития и разработка
наиболее эффективных путей реализации намечаемых программ. Такие н.-и.
ин-ты существуют, напр., в рамках ООН, ЮНЕСКО, СЭВ и др.


Решения подавляющей массы М. о. имеют характер
рекомендаций и строго юридически не обязательны для их членов. Лишь нек-рые
межгос. М. о. имеют право принимать решения обязательного характера: напр.,
обязательными являются резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам
поддержания междунар. мира и безопасности, санитарные регламенты Всемирной
организации здравоохранения
(при соблюдении определённых условий),
рекомендации СЭВ и др. М. о. ведут такую деятельность, как составление
исследований и докладов, разработка проектов междунар. конвенций, договоров
и соглашений, созыв и проведение под своей эгидой междунар. конференций.
Орг-ции, входящие в систему ООН, осуществляют совместные исследования,
проекты, программы помощи развивающимся странам и т. п. Многие неправительств.
М. о. получили особый, т. н. консультативный статус при ООН, ЮНЕСКО, Международной
организации труда,
Всемирной организации здравоохранения и др. Консультативные
отношения предусматривают наделение неправительств. М. о. определёнными
правами на участие в деятельности межгос. М. о.: предлагать дополнения
в повестку дня отдельных органов, выступать с устными заявлениями, осуществлять
спец. исследования и готовить соответствующие документы по вопросам их
компетенции, посылать своих наблюдателей на заседания тех или иных органов,
а также на спец. конференции, созываемые данной межгос. М. о.


М. о. вносят свой вклад в решение важных
междунар. проблем. Крупные межгос. М. о. оказывают финансовую поддержку
неправительств. М. о. для осуществления конкретных проектов или исследований,
в к-рых заинтересованы межгос. М. о.


Наиболее важную роль в совр. междунар.
отношениях играют межгос. М. о., являющиеся наиболее представительными
по числу государств-членов и объёму компетенции. Особое место среди межгос.
М. о. занимает ООН, членами которой являются ныне почти все гос-ва совр.
мира, а компетенция включает широкий круг вопросов от поддержания междунар.
мира и безопасности до содействия развитию междунар. сотрудничества в самых
разнообразных сферах межгос. отношений. Среди наиболее значит. М. о. такие
массовые демократич. орг-ции, как Всемирное движение сторонников мира,
Всемирная
федерация профсоюзов, Международная демократическая федерация женщин, Всемирная
федерация демократической молодёжи
и др. Большим междунар. влиянием
пользуются неправительств. М. о. типа Межпарламентского союза.


СССР и др. социалистич. страны в
союзе со всеми прогрессивными силами ведут постоянную борьбу за активное
и эффективное использование совр. М. о. в интересах мира и безопасности
народов, развития широкого и равноправного междунар. сотрудничества.


Лит.: Международные неправительственные
организации. Справочник, М., 1967; Специализированные учреждения ООН в
современном мире, М.Некоторые вопросы теории, М., 1969. Е. С. Пчелинцев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я