МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ система
подготовки и усовершенствования врачей и провизоров, среднего мед.
персонала и научно-пед. мед. кадров. Истоки М. о. восходят к 3-му тыс.
до н. э. (см. Медицина). В России подготовка мед. кадров началась
со 2-й пол. 17 в., когда в 1654 при Аптекарском приказе была создана мед.
школа с целью подготовки врачей (лекарей) для нужд армии. С открытием в
1707 госпитальной школы при Московском генеральном госпитале подготовка
врачей приобрела систематич. характер. В 1764 был основан мед. ф-т Московского
ун-та, к-рый вместе с открытой в 1798 в Петербурге Медико-хирургич. академией
сыграл важную роль в развитии М. о. и мед. науки в России. Накануне Окт.
революции 1917 в России было 17 высших мед. уч. заведений, в к-рых обучалось
8,6 тыс. студентов, ежегодный выпуск составлял 900 врачей. Мед. вузы были
расположены в основном в Центр. России, на Украине и в Прибалтике; в Ср.
Азии, Казахстане, Закавказье, Белоруссии их не было. В 1918-22 открылось
16 новых мед. вузов, в т. ч. в Закавказье, Ср. Азии, Белоруссии; пересмотрены
уч. планы, расширено преподавание профилактич. дисциплин, созданы кафедры
социальной гигиены, поставлена задача развития профилактич. направления
при изучении клинич. дисциплин. В 1928 введена обязательная производственная
практика после4-го курса. В 1930 мед. ф-ты ун-тов реорганизованы в самостоятельные
мед. ин-ты и переданы в ведение органов здравоохранения. Мед. ин-ты, кроме
врачей общего леч. профиля, стали готовить сан. врачей и врачей-педиатров.
С 1936 организована подготовка врачей-стоматологов и провизоров в стоматологич.
и фармацевтич. ин-тах (ф-тах). В 1940 выпуск врачей и провизоров составил
16,4 тыс. чел. С 1945 начался новый этап совершенствования высшего М. о.;
срок обучения на леч., педиатрич. и сан.-гигиенич. ф-тах был увеличен с
5 до 6 лет, а в стоматологич. и фармацевтич. ин-тах, ф-тах (с 1949) с 4
до 5 лет. В районах Д. Востока, Сибири, Казахстана, Ср. Азии организованы
новые мед. ин-ты.


В 1972/73 уч. г. в СССР было св. 90 мед.
и фармацевтич. ин-тов и ф-тов при ун-тах (см. Медицинские институты).
В
1966-72 выпущено св. 250 тыс. специалистов с высшим мед. и фармацевтич.
образованием. Система сов. М. о. строится с учётом новых требований, предъявляемых
к здравоохранению совр. уровнем развития мед. науки и практич. медицины.
Подготовка врачей ведётся по специальностям: лечебное дело, педиатрия,
санитария, стоматология; фармацевтические ин-ты (ф-ты) готовят специалистов
по фармации. На первых двух курсах осуществляется доклинич., общебиологич.
и общественно-политич. подготовка, к-рая в основном одинакова для всех
ф-тов. Дифференциация уч. планов начинается с 3-го курса, когда вводятся
спец. дисциплины, общая врачебная подготовка, содержание к-рой различно
для каждого ф-та. Подготовку в области основных клинич. и гигиенич. дисциплин
(терапии, хирургии, акушерства и гинекологии, педиатрии, гигиены, эпидемиологии
и т. д.) студенты получают в основном на 4-6-м курсах.


Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 5 июля 1968 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и
развитию медицинской науки в стране" определены гл. задачи в области высшего
М. о.; введена система первичной специализации (интернатура) врачей
- выпускников леч. и педиатрич. ф-тов-на базе леч.-профилактич. учреждений.
Интернатуре предшествует специализация студентов 6-го курса по осн. профилирующим
дисциплинам (субординатура). Додипломная и последипломная специализация
позволила перейти от подготовки врачей общего леч. профиля к подготовке
специалистов по осн. клинич. дисциплинам, на базе к-рой возможно в дальнейшем
приобретение более узких специальностей.


Подготовка научно-пед. кадров осуществляется
в системе аспирантуры и клинич. ординатуры. На 1 янв. 1973 в мед.
ин-тах обучалось ок. 5,5 тыс. аспирантов и св. 7,5 тыс. клинич. ординаторов.
Создана сеть ф-тов повышения квалификации преподавателей мед. (фармацевтич.)
вузов. В 1968-73 слушателями этих ф-тов были св. 16,5 тыс.преподавателей.
В 1973 усовершенствование и специализация врачей и провизоров осуществлялись
13 ин-тами усовершенствования врачей и 23 ф-тами усовершенствования врачей
и провизоров при медицинских и фармацевтических институтах. Различными
видами усовершенствования и специализации в 1972 охвачено ок. 75 тыс. врачей
и провизоров. Подготовка фельдшеров, акушерок, сан. фельдшеров, фельдшеров-лаборантов,
мед. сестёр (в т. ч. детского профиля), зубных врачей и техников, фармацевтов,
техников по ремонту и монтажу рентгеновской и электромед. аппаратуры, техников-оптиков
осуществляется в медицинских училищах. В уч. планах, кроме общеобразовательных,
предусматривается комплекс общемед. клинич. и спец. дисциплин. При изучении
предметов клинич. и спец. циклов большое внимание уделяется практич. подготовке,
уч. и производственной практике в учреждениях здравоохранения.


За рубежом подготовка врачей ведётся в
мед. ин-тах, школах, на мед. ф-тах университетов, в мед. академиях. Сроки
обучения "5-7 лет. По окончании высшего мед. уч. заведения в ряде стран
выпускники обязаны пройти одно-двухгодичную интернатуру (ФРГ, Финляндия,
Швеция, СФРЮ и др.). Высшее М. о. в США включает 3 этапа: домед. образование
в колледже (3-4 г.), мед. образование в мед. школе или колледже (4 г.),
стажировка и специализация (интернатура и резидентура).


Лит.: ПетровскийБ.В., Опыт и перспективы
высшего медицинского образования и усовершенствования врачей в СССР, "Советское
здравоохранение", 1967, № 6; его ж е, Задачи совершенствования подготовки
медицинских кадров, там же, 1971, №5; его ж е, Здоровье народа - важнейшее
достояние социалистического общества, М., 1971; Багдасарьян С. М., Очерки
истории высшего медицинского образования, М., 1959; Овчаров В. К., К истории
развития высшего медицинского образования в СССР, М., 1957. Ю. Ф. Исаков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я