МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО

МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО искусство
изготовления монет и медалей, особая область мелкой пластики, родственная
глиптике.
В
качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро,
золото и др.), к-рые благодаря их относит, прочности и мягкой податливости
позволяют добиться чёткости мелкофигурных изображений. М. и. возникло в
Лидии и Др. Греции с появлением монет (рубеж 8 и 7 вв. до н. э.). М. и.
подчинено осн. стилевым закономерностям развития искусств пластических,
но имеет и ряд особенностей. Для М. и. характерны: устойчивость иконографич.
типов и композиц. приёмов, связанных с необходимостью вписать изображение
в заданную форму (гл. обр. круг) и добиться органичного композиц. сочетания
изображений с надписями; поиски ясных и лаконичных пластич. решений, способствующих
облегчению восприятия изображений; широкое применение символов, эмблем,
аллегорий. О юриднч., экономич. и социально-историч. аспектах М. и. см.
в статьях Монета, Медаль, Монетное дело, Нумизматика.


Для изготовления монет в древности использовалась
гл. обр. чеканка при помощи штемпелей из закалённого металла с гравированными
углублёнными негативными изображениями. Реже, преим. при выполнении крупных
монет, применялось литьё в глиняных и гипсовых формах (италийские монеты
5 - 4 вв. до н. э.). Монеты архаической Греции (7 - 6 вв. до н. э.), выполнявшиеся
из электра и серебра, были небольшими и односторонними. Помещённые на них
рельефные изображения голов или фигур животных отличались лаконизмом и
отточенностью, тяготением к стилизации и орнаменталь-ности. В классич.
период (5 - 4 вв. до н. э.) монеты укрупняются, на их лицевых сторонах
располагается профильное изображение головы божества, на оборотных - многофигурные
композиции на мифологич. темы. В кон. 5 в. до н. э. в Сиракузах чеканятся
монеты с фасовым и трёхчетвертным изображением головы божества. Шедевры
др.-греч. М. и. - монеты 5 - 4 вв. до н. э. городов Сицилии и Великой Греции
(иногда подписанные именами резчиков - Кимон, Эвенет, Теодот). Их отличают
совершенная простота композиции, классич. ясность изображений, мягкость
градаций рельефа и тщательность трактовки деталей. В эллинистнч. период
(кон. 4 - 1 вв. до н. э.) на лицевой стороне монет впервые появляются портреты
правителей, на оборотной - фигуры божеств в обрамлении надписей. Наряду
с идеализированными портретами (монеты Александра Македонского) встречаются
и правдивые (монеты Понта и Бактрии). Для монет Парфии и Сасанидов (2,'в.
до н. э. - 7 в. н. э.) с идеализированным портретом царя характерна вычурная
орнамент, трактовка царских аксессуаров (одежды, короны). В Др. Риме крупные
литые монеты из меди (5 - 4 вв. до н. э.) сменяются в 3 в. до н. э. чеканными
серебряными денариями с изображением головы Ромы (божества города Рима)
на лицевой стороне и всадников Диоскуров - на оборотной. Позже наряду с
фигурами божеств на рим. монетах появляются сложные мифология, сцены, изображения
статуй и храмов. В имп. период (1-5 вв. н. э.) распространяются и золотые
монеты, возникает новый тип монеты с изображением императора или
членов его семьи внутри круговой надписи. На оборотных сторонах наряду
с фигурами божеств и аллегориями встречаются воспроизведения триумфов и
сцен жертвоприношения. Выполненные в невысоком рельефе профильные погрудные
портреты императоров, отличающиеся строгой отобранностью наиболее существ,
портретных черт и тщательностью моделировки форм, не уступают по художеств,
качествам произведениям рим. круглой скульптуры. Намечающиеся в
М. и. Др. Рима с нач. 3 в. н. э. черты схематизма и графич. условности
усиливаются на монетах Византии (где наряду с отвлечённо-схематическими
портретами императоров появляются христ. символы, а с 7 в.- изображения
Христа, богоматери и святых).


Ср.-век. монеты Зап. Европы в целом свидетельствуют
об упадке М. и. В 9- 12 вв. получает распространение мелкая монета из серебра
(денарий) с плоскостными портретами, изображениями храмов, святых и т.
п., часто несущими отголоски рим. и визант. традиций. Тщательностью и изяществом
выполнения выделяются денарии Чехии 12 в. В Италии ок. 1231 в подражание
рим. монетам чеканились золотые "августалы" имп. Фридриха II Гогенштауфена.
Появившиеся в Центр. Европе в кон. 12 - нач. 14 вв. тонкие серебряные односторонние
монеты (брактеаты) чаще всего имеют несложные изображения геральдич. характера.
Сложностью и графич. изяществом плоскорельефных изображений и надписей
выделяются некоторые герм, брактеаты (на к-рых встречаются изображения
феодала на троне, воина-всадника, видов городов и монастырей). Первые монеты
стран мусульм. Востока (монеты Омейядов 7-8 вв.) подражали визант. и сасанидским
образцам. Однако в дальнейшем здесь получили распространение серебряные
монеты с изощрёнными каллиграфич. надписями, складывающимися в орнамент,
композиции. В Китае, где в древности (с 8 в. до н. э.) бытовали литые медные
монеты в форме реальных предметов (мотыги, ножа, ключа), в ср.-век. период
были распространены круглые монеты с квадратным отверстием посредине и
иероглифич. надписями.


На рубеже 14 и 15 вв. в Италии возникает
медаль, т. е. памятный знак, не имеющий покупательной силы. Портретные
изображения на лицевой стороне итал. медалей, отражающие влияние антич.
М. и., служат увековечению человеческой личности. На оборотной стороне
медалей, выполненных преимущественно в технике литья, обычно помещались
эмблемы и аллегории, комментирующие портретное изображение. Лучшие итал.
медали отличают строгая простота композиции, мягкая обобщённость пластич.
лепки, свободное пространств, расположение фигур, органически связанных
с плоскостью. Среди медальеров итал. Возрождения (15-16 вв.) - Пизанелло,
Маттео де Пасти, Никколо Фьорентино, Сперандио Савелли, К. Джеремия, Л.
Леони, Б. Челлини. Нек-рые из них выполняли также и штемпеля для чеканки
монет. Нем. медали 16 в. складываются в своеобразную галерею портретов
королей, герцогов, епископов и бюргеров, поражающих жизненностью образов.
На них часто помещаются (под влиянием Реформации) религиозно-алле-горич.
композиции. Во Франции стиль ренессанс в М. и. представляют Э. де Лон и
Ж. Пилон. В 16-18 вв. в Зап. Европе преобладающей монетой становится талер
(крупная монета из серебра), чаще всего с портретом правителя и гос. гербом.
Особое место занимают спец. выпуски монет (гл. обр. немецкие) со сложными
разноплановыми изображениями батальных сцен, видов городов, отд. зданий,
сцен коронаций и др., а также с изображениями агитац. характера (напр.,
антипапские монеты протестантских князей). В 17-18 вв. монеты по своему
облику часто приближаются к медали. В 17 в. достижения в области металлургии
позволяют изготовлять более твёрдые стальные штемпеля, что приводит к расцвету
штемпеле-резного мастерства. Появляется возможность чеканить монеты и медали
в большем числе экземпляров, насыщая их всё более мелкими деталями. Характерными
особенностями франц. медалей 17 в., нередко отмеченных чертами барокко,
становятся
пышная репрезентативность и вместе с тем правдивость портретных образов,
ювелирная тщательность отделки деталей (Ж. Варен, Г. Дюпре, П. Ренье),
нем. и польск. медалей - тяготение к насыщенным деталями мелкофигурным
композициям (И. Хён, С. Дадлер). В 18 в., когда выпуск медалей становится
гос. монополией, творчество медальеров попадает в зависимость от дворов
монархов. Произв. М. и., часто приобретающие офиц. характер, перегружаются
аллегориями и эмблематикой. Одновременно усиливаются функции медали как
ист. памятника, возникают "медальерные серии" (Ж. Можье, Ж. Дювивье
- во Франции, Ф. Г. Мюллер - в Германии). В нач. 19 в. М. и. испытывает
воздействие ампира, что выражается в поисках простых и строгих художеств,
средств (Б. Андриё, Н. Брене - во Франции, Б. Пиструччи - в Англии, X.
Кристенсен - в Дании). Отд. мастера в нач. 19 в. (П. Ж. Давид д'Анже -
во Франции) вносят в М. и. черты романтизма, прибегая к живописности
лепки и придавая образам внутр. взволнованность. Художеств, выразительность
монет в 19 в. обедняется в связи с механизацией чеканки и повсеместной
стандартизацией монетной типологии. Вместе с тем изобретение штемпелерезной
машины, сделавшей возможным механич. копирование лепных моделей, расширяет
возможности мастеров М. и. На рубеже 19- 20 вв. ряд медальеров (Ф. Понкарм,
Ж. Шаплен, О. Роти - во Франции, А. Шарф - в Австрии) ищет новые выразит,
средства, используя под воздействием импрессионизма эффекты светотени
и мягкой лепки. В 20 в. усиливаются пластич. эксперименты. Мастера М. и.
обращаются к фактурным и живописным эффектам, применяя в медалях контррельеф,
углублённый контур, чернение и эмали, прибегают к динамич. асимметрии композиции
и т. п. В М. и. проникают приёмы кубизма и экспрессионизма. Новые
технич. средства используются и при изготовлении монет. Среди европ. медальеров
выделяются: во Франции - А. Л. Гальтье, Р. Деламар, Ж. Лей, А. Ж.


Адам, в Бельгии - Д. Ледель; в Чехословакии
- О. Шпаниель, Я. Т. Фишер, И. Прадлер, Р. Прибиш, Я. Кулих; в Польше -
Е. Копчуньский, Б. Хромы, 3. Демковская, В. Ковалик. Лучшим современным
европейским мемориальным медалям при фактурной выразительности, лаконизме
и остроте композиции нередко свойственна яркая публицистичность художественного
образа в целом.


Рус. М. и. зарождается с появлением монет
в Киевской Руси (10 в.). Первые рус. медали (рубеж 17-18 вв.) посвящены
воен. победам Рус. гос-ва. Своего расцвета рус. М. и. достигает во 2-й
пол. 18 - нач. 19 вв., в эпоху классицизма. Медальеры С. Ю. Юдин, Т. И.
Иванов, К. А. Леберехт, А.А.Клепиков, А. П. Лялин, П. П. Уткин посвящают
свои работы важнейшим ист. событиям в жизни России, великим полководцам,
деятелям науки и культуры. Строгой простотой композиции и пластич. моделировки,
совершенством технич. выполнения выделяются медали Ф. П. Толстого. В кон.
19 - нач. 20 вв. рус. М. и., находившееся в ведении царского двора и всё
более становившееся выразителем реакц. идей, переживало упадок. Сов. медальеры
1920- 1930-х гг. (А. Ф. Васютинский, Н. А. Соколов, Д. К. Степанов, С.
А. Мартынов, И. И. Цыганков) стремились возродить М.и., найти новый художеств,
язык, отразить дух эпохи. Их работам, посвящённым героям и событиям Октябрьской
революции 1917 и Гражданской войны 1918-20, присущи простота композиции,
известная плакатность пластического языка, стремление к документальности
изображений. Великая Отечественная война 1941-45 приостановила работу над
созданием памятных медалей. С 1950-х гг. выпуск мемориальных медалей приобрёл
регулярный характер. В 1955 при Министерстве культуры СССР создан Художественный
совет по памятным и юбилейным медалям. В 1971 проведена 1-я Всесоюзная
выставка М. и. Лучшим произв. сов. М. и. (работы В. М. и Н. Н. Акимушкиных,
Э. Амашукели, Л. М. Белокурова, И. А. Дарагана, А. А. Зайле, А. Г. Кнорре,
А. А. Королю-ка, П. В. Мельниковой, Ю. Г. Нероды, П. Римши, И. М. Рукавишникова,
С. Л. Тульчинского, М. А. Шмакова), посвящённым памятным событиям истории
КПСС и Сов. гос-ва, достижениям в коммунистич. строительстве и освоении
космоса, юбилеям учреждений, деятелей партии, правительства, науки и культуры,
присущи романтич. приподнятость образов, смелость и острота композиционных
решений, выразительная обобщённость пластической лепки, многообразие технических
приёмов и художественных манер.


Лит.: Смирнов В. П., Описание русских
медалей, СПБ, 1908; Щ у к и н а Е. С., Медальерное искусство в России 18
века, Л., 1962; [Ш а т э н А. В.], Советская мемориальная медаль 1917 -
1967. [Альбом], _ М., 1970; Forrer L., Biographical dictionary of medallists,
coin, gem and seal-engravers, mint-masters, ancient and modern, v. 1-8,
L., 1904-30; Bab el on J., La medaille et les medailleurs, P., 1927; его
же, La medaille en France, P., 1948; его ж е. Great coins and medals, L.,
1959; Hill G. F., A corpus of Italian medals of the Renaissance before
Cellini, v. 1 - 2, L., 1930; S u h 1 e A., Die deutsche Renais-sance-medaille,
Lpz., 1950; S u t h e r l a n d С. Н. V., Art in coinage, L., 1955. К.
В. Голенко, Л. С. Шкурко.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я