МАЯКОВСКИЙ

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович
[7(19).7.1893, с. Багдади, ныне пос. Маяковский Груз. ССР,-14.4.1930, Москва],
русский советский поэт. Род. в семье лесничего. После смерти отца семья
переехала в Москву (1906). М. учился в моек, гимназии. Общался со студентами-большевиками,
вступил в партию, кооптировался в состав Моск. комитета РСДРП(б) (1908).
Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской
тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, М. решает чделать социалистическое
искусство": чЯ прервал партийную работу. Я сел учиться" (Полн. собр. соч.,
т. 1, 1955, с. 18). В 1911 М. поступил в Моск. училище живописи, ваяния
и зодчества. К 1912 относятся первые поэтич. опыты, связанные с теорией
и практикой группы кубофутуристов (см. Футуризм), к-рые привлекали
его протестом против устоев оурж. общества. Но если антиэстетизм футуристов
проявлялся преим. в области "чистой" формы, то М. воспринимал его по-своему,
как подступ к решению задачи - создать новый демократич. поэтич. язык.
Об этом он скажет в революц. поэме чОблако в штанах" (1915): ч...Улица
корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать" (там же, с. 181).


Творчество М. по своему обществ, звучанию
не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии "Владимир
Маяковский" (пост. 1913). Пафос трагедии - в протесте против установлений
бурж. общества, против власти ч бездушных вещей". Трагедия в конечном
счёте восходит к настроениям масс, возмущённых несправедливостью мира,
но ещё не осознавших своей силы. Пафос отрицания бурж. действительности
ощутим и в ранних стихах поэта ("Адище города", чНате!", 1913, и др.).
За участие в публичных лит. выступлениях футуристов М. был исключён из
училища (1914). Начало 1-й мировой войны 1914-18 отразилось в его творчестве
неоднолинейно: в статье "Штатская шрапнель" (ноябрь 1914) он писал, что
чсегодня нужны гимны..." (там же, с. 303), но в стихах чВойна объявлена"
(июль 1914) и "Мама и убитый немцами вечер" (ноябрь 1914) проявилось его
отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. В стихах, напечатанных в
журн. "Новый сатирикон" ("Гимн судье", "Гимн учёному", "Гимн взятке", 1915),
М. воздаёт саркастич. "хвалу" мерзостям жизни, в к-рой предметом хулы становится
честный труд, чистая совесть и высокое иск-во.
В. В. Маяковский. Эскиз декорации
1-го действия "Мистерии-буфф"- "Потоп".1919.

В. В. Маяковский.
В. В. М а я к о в с к и й. "Хорошее
отношение к лошадям". Илл. А. Г. Тышлера.



Новым этапом явилась поэма "Облако в штанах".
"„Долой вашу любовь", „долой ваше искусство", „долой ваш строй", „долой
вашу религию" - четыре крика четырёх частей",- так характеризовал сам поэт
осн. социально-эстетич. направленность "Облака" (Предисл. ко 2-му изд.,
1918, там же, т. 12, 1959, с. 7). Поэма отразила растущую силу миллионов,
стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе.
Осн. пафосом дооктябрьских поэм М.- "Флейта-позвоночник" (1916), "Война
и мир" (отд. изд.


1917), "Человек" (1916-17, опубл. 1918)
- был протест против бурж. отношений, калечивших подлинную натуру Человека.
Это сближало поэта с М. Горьким, к-рый, выделяя М. из среды футуристов,
привлёк его к участию в журн. "Летопись".


Радостно встретив Октябрьскую революцию
1917, М. определил свою позицию: "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал.
Все, что приходилось" (там же, т. 1, с. 25). Поэт стремился эстетически
осмыслить чпотрясающие факты" новой социалистич. действительности. До Октября
у М. не было чёткой социальной перспективы. Нек-рые догмы футуристич. группы
накладывали отпечаток на особенности формы его стихов и на систему социально-эстетич.
взглядов. После Октября творчество М. приобретает новую социально-эстетич.
окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном,
так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе ч Мистерия-буфф"
(1918, 2-й вариант, 1921) - ч...героическом, эпическом и сатирическом изображении
нашей эпохи" (там же, т. 2, 1956, с. 167), первой сов. пьесе на совр. тему.
Утверждая величие и героизм простых людей, М. разоблачал творч. бессилие
буржуазии; строить чковчег" нового мира под силу только чнечистым" с их
нравств. чистотой и классовой солидарностью. В чЛевом марше" (1918), своеобразном
гимне пролет, мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами
революции. Но эстетич. палитра М. была многоцветной: в стих, ч Хорошее
отношение к лошадям" (1918) он выступал за богатство эмоций нового человека,
к-рому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному.


Гуманистич. направленность поэзии М. приобретала
новое социальное качество. Поэма ч!50 000 000" (1919-20, 1-е изд. без имени
автора, 1921) утверждала ведущую роль рус. народа как провозвестника социалистич.
революции. В. И. Ленин отрицательно воспринял поэму, видя в ней образец
футуризма, к к-рому относился негативно. В эти годы М. начинал пролагать
путь к истинно демократич. иск-ву, созвучному настроению масс. Переехав
в марте 1919 в Москву, он работает в чОкнах РОСТА" - рисует плакаты со
стихотв. текстами агитац. характера (за 3 года создано ок. 1100 чокон").
В этих плакатах, а также в пром. и книжной графике М. 20-х гг. особенно
ярко проявились его талант и опыт художника, его броско-лаконичная манера
(М. обращался к изобразит, иск-ву начиная с 10-х гг.; сохранились его многочисл.
портретные зарисовки, эскизы лубков, театр, работы). Эта деятельность "поэта-рабочего",
отдавшего свои перо и кисть на нужды революции, была глубоко органична
для М., отвечала его эстетич. концепции вторжения иск-ва в действительность.
В. Маяковский читает поэму "Хорошо!"
в Политехническом музее. 1927



В поэзии М. 20-х гг. появляется лирич.
герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных
бурь, не мыслит интимное вне социального - "Люблю" (1922), "Про это" (1923),
"Письмо Татьяне Яковлевой" (1928) и др. В результате поездок М. в капигалистич.
страны (США, Германия, Франция, Куба и др.) появляются циклы стихов "Париж"
(1924-25) и "Стихи об Америке" (1925-26). М. выступал как полпред молодого
социалистич. гос-ва, бросающий вызов бурж. строю


Пафос безымянности ("миллионы пою") в творчестве
поэта уступал место более гармоничной концепции личности. Как и М. Горький,
М. стоит у истоков сов. ленинианы. В поэме "Владимир Ильич Ленин" (1924)
деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком
ист. фоне. М. осознавал огромное значение личности Ленина- "самого человечного
человека", "организатора победы" пролетариата. Поэма явилась гимном "атакующему
классу" - пролетариату и его партии. Ощущая себя "...солдатом в шеренге
миллиардной" (там же, т. 7, 1958, с. 166), М. рассматривал устремлённость
к коммунистич. будущему как критерий всей созидат. деятельности, в т. ч.
и поэтической. "...Великое чувство по имени класс" (там же, т. 6, 1957,
с. 304) было осн. движущей силой творчества М. сов. времени. Поэму "Хорошо!"
(1927) А. В. Луначарский назвал "Октябрьской революцией, отлитой в бронзу";
М. воспевал здесь "весну человечества" - своё социалистич. отечество. Наряду
с Горьким М. становится основоположником
социалистического реализма
в
сов. лит-ре.


В эти годы М. создал такие лирич. шедевры,
как "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", "Сергею Есенину" (оба 1926),
"Стихи о советском паспорте" (1929) и др.


Лиризм М. всеобъемлющ - в нём выразился
небывалый духовный рост человека нового об-ва. М.-лирик, трибун, сатирик
- поэт огромного, "сплошного сердца". Вера в торжество коммунистич. идеалов
сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает "рваться
в завтра, вперёд". Выступление М. против бюрократизма и заседательской
суетни в стих. "Прозаседавшиеся" (1922) вызвало большое "удовольствие"
Ленина (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 13). Вдохновлённый одобрением
вождя революции, М. и позднее громил всяческих "помпадуров", примазавшихся
к партии и прикрывавших партбилетом своё эгоистич. мещанское нутро ("Помпадур",
1928, "Разговор с товарищем Лениным", 1929). В стихах конца 20-х гг., в
пьесах "Клоп" (1928, пост. 1929) и "Баня" (1929, пост. 1930) предстала
целая галерея типов, опасных своей социальной мимикрией и пустопорожней
демагогией. Сатирич. пьесы М., новаторские и по содержанию, и по форме,
сыграли большую роль в развитии сов. драматургии.


М. создал новаторскую поэтич. систему,
во многом определившую развитие как сов., так и мировой поэзии; его воздействие
испытали Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда, И. Бехер и др. Исходя
из своей идейно-художеств. задачи, М. существенно реформировал рус. стих.
Новый тип лирич. героя с его революц. отношением к действительности способствовал
формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художеств,
средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение
мыслей и чувств лирич. героя. Это сказывается в системе графич. обозначений:
повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиц.
орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графич. фиксации текста
-"столбика", а с 1923-"лесенки", отражающих паузирование. Стремление к
максимальной выразительности стиха проходит по разным линиям: лексики и
фразеологии, ритмики, интонации, рифмы. М. возглавлял лит. группу ЛЕФ
(Левый
фронт искусств) и позднее - РЕФ (Революционный фронт искусств); редактировал
журн. "ЛЕФ" (1923-25) и "Новый ЛЕФ" (1927-28), но пришёл к выводу, что
замкнутые группировки препятствуют нормальному творч. общению сов. писателей,
и в февр. 1930 вступил в РАПП, к-рую рассматривал как массовую лит. организацию.
Сложная обстановка последних лет личной жизни и лит. борьбы привела М.
к депрессии и самоубийству. Поэма "Во весь голос" (1930) воспринимается
как поэтич. завещание М., полное глубокой внутр. веры в торжество коммунизма.
Творчество М. широко изучается и в СССР, где создан целый ряд крупных монографич.
исследований, и за рубежом. Однако его поэзия явилась объектом субъективистской
интерпретации со стороны т. н. советологов, пытающихся исказить поэтич.
облик М., выхолостить революц. содержание его поэзии. Произв. М. переведены
на все осн. языки народов Сов. Союза и зарубежных стран.
"Клоп". Сцена из спектакля Театра
им. Вс. Мейерхольда. Москва. 1930.

В. В. Маяковский. "Окно сатиры РОСТА"
№ 427.



В 1937 была открыта Библиотека-музей М.
в Москве (б. Гендриков переулок, ныне переулок Маяковского); в янв. 1974
в Москве открыт Гос. музей М. (проезд Серова, 3). В 1941 Музей М. открыт
в пос. Маяковский (б. Багдади) Груз. ССР.


Соч.: Поли. собр. соч., т. 1 - 12, М.,
1934 - 38; Поли. собр. соч., т. 1 - 12, М., 1939 - 49; Поли. собр. соч.,
т. 1 - 13, М., 1955-61; Маяковский -художник. [Альбом-Автор-составитель
В. А. Катанян. Вступ. ст. Б. Слуцкого], М., 1963.


Лит.: Винокур Г., Маяковский - новатор
языка, М., 1943; Ф е и г е л ь м а н Л., Маяковский в странах народной
демократии - Чехословакии, БолгаринПольше, М., 1952;
Паперный 3., О мастерстве Маяковского, 2 изд., доп., М.,. 1957; его же.
Поэтический образ у Маяковского, М., 1961; Ш т о к м а р М., Риф ма Маяковского,
М., 1958; Катанян В., Маяковский. Литературная хроника, 4 доп. изд., М.,
1961; Тимофеева В., Язык поэта и время. Поэтический язык Маяковского, М.-
Л., 1962; Наумов Е., В. В. Маяковский. Семинарий, 4 изд., Л., 1963; Дувакин
В., Радость, мастером кованная. Очерки творчества В. В. Маяковского, М.,
1964; Луначарский A.2, М., 1964; Маяковский и советская: литература, М., 1964; Метченко А.,
Маяковский. Очерк творчества, М., 1964; Тимофеев Л., Советская литература.
Метод. Стиль. Поэтика, М., 1964; Маяковский и проблемы новаторства, М.,
1965; Гончаров Б., Маяковский в кривом зеркале "советологии", "Вопросы
литературы", 1970, № 3; Перцов В., Маяковский. Жизнь и творчество (1893
- 1917), М., 1969; то же, (1918 - 1924), М., 1971; то же, (1925-1930),
М., 1972; Харджиев Н., Тренин В., Поэтическая культура Маяковского, М.,
1970; Поэт и социализм. К эстетике В. В. Маяковского, М., 1971; А г а-gon
L., Litteratures sovietiques, P., 1955; Stern A., Poezja zbuntowana, Warsz.,
1964; Huppert H., Wladimir Majakowski in Selbstzeugnissen und Bilddocumenten,
Hamb., 1965; Duwakin W., Rostafen-ster. Majakowski als Dichter und bildender
Kunstler, Dresden, 1967. Б. П. Гончаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я