Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических
стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных
промышленно развитых капиталистич. стран (металлообрабат., металлургич.,
энергетич., подъёмно-трансп., строит., дорожное, с.-х., хим., нефт., насосно-


компрессорное, холодильное, целлюлозно-бум.,
текст., кож., пищ., полиграф, оборудование и др.) имеется ряд крупных компаний
(см. табл.).


В металлургич. машиностроении ведущее положение
занимают 4 монополии США (на к-рые в 1971 приходилось примерно 85% общего
произ-ва мeтaллypгич. оборудования в стране), 5 компаний ФРГ и по 3 Великобритании,
Франции и Японии, 2 из к-рых - "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy
Industries) и "Хитати" (Hitachi) сильно диверсифицированы, являясь одновременно
судостроит. компаниями, а также изготовителями энергетич. и др. оборудования
и транспортных средств.


Осн. поставщиками энергетич. оборудования
являются две швейц. фирмы - чБроун, Бовери" (Brown, Boveri) (выпускающая
также электротехнич. оборудование), дизелестроит. "Зульцер" (Sulzer) и
франц.
концерн чШнейдер" (Schneider).


Гл. роль на рынке атомных реакторов занимают
4 амер. монополии, а также 12 компаний др. стран - ФРГ, Великобритании,
Франции, Италии, Японии (по две), Швеции и Канады (по одной). В США их
осн. изготовителями являются электрвтехнич. монополии - "Дженерал электрик"
(General Electric), "Вестингауз электрик" (Westinghouse Electric) (в 1970
на их долю приходилось соответственно 39% и 29% всех произведённых в США
реакторных установок), "Комбасчен инджиниринг" (Combustion Engineering)
(20%), выпускающая, кроме того, металлургич., нефтеперерабат., подъёмно-трансп.
и холодильное оборудование, и "Бабкок энд Уилкокс" (Babcock and Wilcox)
(12%), производящая также энергетич., насосно-компрессорное и хим. оборудование.
В ФРГ - "Гутехоффнунгсхютте" (Gutehoffnungshutte) и "Крафт-верке унион"
(Kraftwerke Union) и т. д.


В тракторостроении осн. капиталистич. стран
господствует также небольшое число монополий. В США 75% произ-ва тракторов
в 1971 приходилось на 8 компаний - "Интернэшонал харвестер" (International
Harvester), "Катерпиллар трактор" (Caterpillar Tractor), "Дир энд Ко" (Deere
and Co), "Аллис-Чалмерс" ( Allis-Chalmers ), автомобильную-" Форд" (Ford)
и др. В Великобритании их произ-во сосредоточено в основном у 6 фирм, причём
на долю двух из них - англ. отделения "Масси-Фергюсон" (Massey-Ferguson)
и филиала "Форда" приходится примерно 75% общего выпуска тракторов в стране.
Во Франции 4 компании производят ок. 90%, в ФРГ 6 фирм - более 60% и в
Италии 4 компании - примерно 80% всей продукции тракторостроения этих стран.
В произ-ве подшипников ведущее место занимает швед, фирма СКФ (SKF) (ок.
25% выпуска капиталистич. мира).


Уровень монополизации в ряде отраслей общего
машиностроения не высок. Выпуском, напр., станков и кузнечно-прессового
оборудования заняты сотни компаний, из них небольшое число крупных. Так,
в США, занимающих 1-е место среди капиталистич. стран в произ-ве металлообрабат.
оборудования, в 1970 только 3 фирмы входили в число 400 крупнейших амер.
монополий. В целом уровень концентрации произ-ва, а также концентрации
и централизации капитала в общем машиностроении ниже, чем в электротехнич.
и транспортном машиностроении.


Для монополий (особенно американских) ряда
отраслей общего машиностроения (как и для электротехнич. и транспортного
машиностроения) характерен вывоз капитала - создание филиалов и дочерних
предприятий как в промышлен-но развитых капиталистич. гос-вах, так и в
развивающихся странах. Наиболее широко монополии США проникли в тракторостроит.
пром-сть Зап. Европы, а также ряда стран Азии, Африки и Лат. Америки. Так,
"Интернэшонал харвестер" имеет тракторостроит. заводы во Франции, ФРГ и
Великобритании и более 20 предприятий по произ-ву и сборке тракторов и
с.-х. машин в развивающихся странах. У "Дир энд Ко" филиалы находятся в
ФРГ, Франции и Швейцарии, а у "Аллис-Чалмерс" - в Италии и Бельгии. Междунар.
канад-ско-англо-амер. компания "Масси Фергюсон", помимо крупных заводов
в этих 3 странах, имеет филиалы в ФРГ, Франции и Италии и ок. 20 предприятий
по сборке тракторов и с.-х. машин в развивающихся странах. В целом на долю
4 указанных тракторостроит. монополий, а также компании "Форд" (имеющей
дочерние компании, выпускающие тракторы в Великобритании и Бельгии) вместе
со всеми их заграничными филиалами и контролируемыми предприятиями приходится
ок. 60% мирового капиталистич. произ-ва колёсных тракторов.


У крупнейшей амер. компании по произ-ву
дорожно-строительного оборудования и гусеничных тракторов "Катерпиллар
трактор" дочерние компании и филиалы находятся в 11 странах, где ею контролируются
17 предприятий. "Комбасчен инджиниринг" имеет отделения и филиалы в 8 странах
Западной Европы, "Студебекер-Уортингтон" (Studebaker-Worthington), выпускающая
насоснокомпрессорное, энергетич., химич. и холодильное оборудование,- в
7 странах, а известный поставщик бытовых, а также пром. швейных машин,
конторского и электронного оборудования амер. компания "Зингер" (Singer)-
в 10 странах Зап. Европы и в ряде развивающихся стран.


Монополии общего машиностроения значительную
долю выпускаемой продукции поставляют на внешние рынки. Расширению экспорта
продукции общего машиностроения, несмотря на обострение конкурентной борьбы,
способствуют усиливающаяся специализация и научно-технич. прогресс, ускоряющий
моральный износ находящихся в эксплуатации машин и оборудования и приводящий
к созданию нового и совершенствованию существующего оборудования. См. также
Автомобильные
монополии, Авиа- и ракетостроительные монополии, Картель международный,
Электротехнические и электронные монополии. А. А Змеев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я