МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ сельскохозяйственный,
сочетание трактора или двигателя с с.-х. машинами (орудиями) для выполнения
механизированных операций и процессов в с.-х. производстве. Если машина
имеет свой двигатель и передаточный механизм для привода рабочих органов
и передвижения по полю, то такой агрегат наз. самоходным. М.-т. а. может
быть простым, комплексным и сложным. Простой М.-т. а. выполняет одну операцию
(напр.культивацию); комплексный, состоящий из отд. рабочих машин,-2 последовательные
операции (напр., пахоту с боронованием); сложный (напр., комбайновый) -
2 и более операций одной машиной. По видам технологич. процессов М.-т.
а. подразделяют на пахотные, посевные, уборочные, транспортные, кормоприготовительные
и др.; по способу выполнения работ - на передвижные, перемещающиеся по
полю, стационарно-передвижные - с периодич. передвижением агрегата по полю
и стационарным выполнением технологич. процесса (напр., погрузка копен
в трансп. средства, раздача кормов и др.) и стационарные - с установкой
рабочей машины на определённом месте (зерноочистит. агрегат и др.); по
способу соединения машины с трактором - на прицепные, полунавесные и навесные.
Прицепной М.-т. а. состоит из трактора и прицепной машины, имеющей свою
ходовую часть, или из неск. прицепных машин и сцепки. Прицепные машины
располагают относительно продольной оси трактора симметрично (сеялки, культиваторы
и т. д.) или асимметрично (плуги, жатки, косилки и др.). Навесной М.-т.
а. состоит из трактора (самоходного шасси) и навесной машины или неск.
таких машин и навесной (полунавесной) сцепки. Размещение навесных машин
относительно трактора показано на рис. Выбор того или иного навесного М.-т.
а. зависит от условий работы. В полунавесном М.-т. а. при транспортном
и рабочем положениях машина опирается на свои опорные колёса и навесную
систему трактора.
Схемы агрегатировання навесных машин
с трактором: а - сзади; 6 - сзади справа; в - сзади слева; г - между передней
и задней осями (на самоходном шасси) посредине; д - между передней и задней
осями справа; е - спереди посредине (фронтально); ж - спереди и посредине
(слева и справа); з - посредине слева и справа и сзади; и - спереди и посредине
справа; к - фронтально сзади (при движении трактора задним ходом).



М.-т. а. бывают тяговыми, тягово-при-водными
и приводными. В тяговых М.-т. а. мощность двигателя трактора расходуется
на перемещение трактора и рабочей машины, выполняющей к.-л. производств,
процесс (вспашку, культивацию и т. д.). Тяговый М.-т. а., состоящий из
трактора с прицепом (кузовом), наз. транспортным. В тягово-приводных М.-т.
а. мощность двигателя используется для перемещения трактора и машины, а
также для привода её рабочих органов. Привод может быть осуществлён через
вал отбора мощности трактора (льнокомбайн, силосоуборочный комбайн и т.
д.) или ходовых либо опорных колёс (напр., сеялки). В приводных стационарных
или стационарно-передвижных М.-т. а. мощность двигателя передаётся рабочей
машине посредством вала отбора мощности, ремённой передачи, а также электро-или
гидропривода. А. В.Еленев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я