МАХАЯНА

МАХАЯНА (санскр. -большая колесница,
или великий путь), самоназвание крупнейшей, наряду с хинаяной,
разновидности
буддизма.
Прослеживается
по лит. памятникам с 1 в. до н. э., хотя возможность развития буддизма
в сторону М. наметилась ещё на первых буддийских соборах 5-3 вв. до н.
э., на к-рых активно выступали сторонники широкой миссионерской деятельности,
допущения мирян в буддийскую сангху (общину) и смягчения правил религ.
послушания. Формирование М. связано с именами
Нагарджуны,
Асанги,
Ашвагхоши и Арьядевы - крупнейших представителей религ.-филос. мысли буддизма
1-5 вв. Высшим религ. идеалом в М. считается
бодхисатва - универсальный,
но воплощённый в личности космич. принцип связанности взаимным состраданием
и взаимной помощью всех существ, стремящихся к освобождению от пут мирского
существования. В отличие от архата - идеального святого хинаяны, добивавшегося
личного освобождения строгим соблюдением канонич. и ритуальных предписаний,
бодхисатва выступает как образец для других: он сам не освобождается до
тех пор, пока все до единого живые существа, стремящиеся к освобождению,
не сумеют воспользоваться его примером и не достигнут нирваны. Более
конкретно понятие бодхисатвы связано с накоплением личностью опре-дел.
набора предельных качеств (т. н. парамит): сверхмилосердия, сверхнравственности,
сверхтерпения, сверхэнергичности, сверхсосредоточения и сверхзнания. Центр,
место в культе М. занимает символика "трёх тел Будды": "тела Закона" ("Дхармакая")
- образа вселенского духовного бытия Будды; "тела Наслаждения" ("Самбхогакая")
- идеального образа Будды, ниспосылаемого ученикам, находящимся в йогич.
трансе; "тела Призрачного" ("Нирмаакая") - материального человеческого
облика Будды как субъекта образцового религ. поведения. Религ. символика
М. Строится в виде сложного пантеона божеств, воплощающих персонализованные
ценности достижения конечного освобождения. Важнейшие из них: Будда-Амитабха,
или воплощённый в мире дух буддизма; Будда-Авалокитешвара, или обращённое
на мир сострадание; Будда-Майтрея, или надежда мира. В основу канонич.
лит-ры М. легли 9 гл. сутр (т. н. Вайпулья-сутры). Осн. филос. школы
М.: иогачара, или виджнянавада (основатель Асанга), и мадхъямика,
или
шуньявада (основатель Нагар джуна). С М. связано развитие тантристских
учений буддийской йоги.


С первых вв. н. э. М. начала распространяться
в Китае, Тибете, Корее, Японии, позже в Монголии и др. странах. Большинство
канонич. текстов М. в Индии было составлено на санскрите, в странах распространения
М. - также на местных языках. Для М. характерны пышные религ. обряды.


Лит.: Асвагоша, Жизнь Будды, М.,
1913; Арнольд Э., Свет Азии, 2 изд., СПБ, 1906; Ш ю р э Э., Сакия-Муни
древний мудрец, М., 1897; Suzuki D. Т., Outlines of Mahayaha Buddhism,
L., [1907]; Sogen J., Systems of Buddhistic thought, Calc., 1912. См. также
лит. при ст. Буддизм. А. М. Пятигорский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я