МАТИСС

МАТИСС (Matisse) А н р и Эмиль Бенуа
(31.12.1869, Ле-Като, Пикардия,- 3.11.1954, Симьез, близ Ниццы), французский
живописец, график и скульптор. Учился в Париже - в академии Жюлиана (с
1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных
искусств (1895-99) у Г. Моро; копировал произв. старых франц. и голл. мастеров.
Испытал влияние неоимпрессионизма (гл. обр. П. Синьяка), П.
Гогена,
иск-ва
арабского Востока, в известной мере - др.-рус. иконописи (одним из первых
на Западе оценил её художеств, достоинства; в 1911 посетил Москву). В 1905-07
лидер фовизма.
Начиная со 2-й пол. 1900-х гг. М. утверждает новый
тип художеств, выразительности, используя лаконичный, резкий и в то же
время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание
немногих цветовых зон, то интенсивно ярких и локальных (панно для особняка
С. И. Щукина в Москве "Танец" и "Музыка", оба - 1910, Эрмитаж, Ленинград),
то богатых оттенками одного осн. тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры
холста ("Мастерская художника", 1911, Музей изобразит, иск-в им. А. С.
Пушкина, Москва). В сдержанно-суровой манере работ М. 2-й пол. 10-х гг.
заметно воздействие кубизма ("Урок музыки", 1916-17, Музей совр.
иск-ва, Нью-Йорк); произв. 20-х гг., напротив, отличаются жизненной непосредственностью
мотивов, колористич. многообразием, мягкостью письма (серия "Одалиски").
В 30-40-е гг. М. как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая
поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением
композиции (фриз в Музее Барнеса "Танец", 1931 - 1932, Мерной, шт. Филадельфия,
США), с тонко нюансированным цветовым строем ("Ветка сливового дерева",
1948, частное собрание, Нью-Йорк).
А.М атисс.
Автопортрет. Государственный художественный
музей. Копенгаген.



Творчеству М. в целом присущ ряд общих
черт. Стремясь противопоставить бурной напряжённости жизни 20 в. вечные
ценности бытия, он воссоздаёт его праздничную сторону - мир бесконечного
танца, безмятежного покоя идиллич. сцен, узорочья ковров и тканей, сверкания
плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. Цель М.- увлечь зрителя в эту
сферу идеальных образов и грёз, сообщить ему чувство умиротворения или
смутной, но завораживающей тревоги. Эмоциональное воздействие его живописи
достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью
линейных ритмов, создающих эффект внутр. движения форм, наконец, полной
соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается
в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета ("Красные рыбы", 1911; "Натюрморт
с раковиной", 1940; обе работы - в Музее изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина).


Как график, работая пером, карандашом,
углем, в технике офорта, линогравюры и литографии, М. оперирует гл. обр.
линией, тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей
белый или чёрный фон [серия "Темы и вариации", уголь, перо, 1941; иллюстрации:
к "Стихам" Малларме (илл. см. т. 10, табл. III, стр. 208-209), к "Пасифае"
де Монтерлана (илл. см. т. 14, табл. XXXII, стр. 448-449), к "Стихам о
любви" Ронсара (илл. см. т. 14, табл. XLI, стр. 560-561)]. В 40-е гг. М.
часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия "Джаз", 1944-47).
К скульптуре М. обращался с нач. 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-е
гг. (рельеф "Обнажённая женская фигура со спины", бронза, 1930, Художеств,
музей, Цюрих). Последняя работа М.- оформление интерьера (в т. ч. витражи)
"Капеллы чёток" в Вансе, близ Ниццы (1953).


Хотя М. не обращался к конкретным событиям
современности, непосредственно не откликался на обществ, потрясения эпохи,
мажорное звучание его произв., постоянно проявляющийся в них оптимизм мироощущения
отводят его творчеству значит, место в ряду гуманистич. ценностей 20 в.
М. принадлежал к прогрессивным кругам франц. интеллигенции, был активным
борцом за мир, с симпатией относился к СССР. В музеях Москвы и Ленинграда
- одно из лучших в мире собраний произв. художника.


Соч.: Сборник статей о творчестве, [пер.
с франц. и нем.], М., 1958.


Лит.: Ромм А. Г., Матисс, М., 1935;
Алпатов М. В., Матисс, М., 1969; Матисс. Живопись. Скульптура. Графика.
Письма. [Каталог произведений в музеях СССР], Л., 1969; Fry R., Henri Matisse,
N. Y., 1935; В а г г А. Н., Matisse. His art and his public, N. Y., 1951;
L e у m a r i e J., Read H., Liebermann W. S., Henri Matisse. [Catalogue
of the H. Matisse retrospective], Berk., 1966; Henri Matisse. Exposition
du centenaire, P., 1970. В. А. Калмыков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я