МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ (лат. materia - вещество),
"...философская категория для обозначения объективной реальности, которая
дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается
нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин В. И., Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 18, с. 131). М. - это бесконечное множество всех существующих
в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм
движения. М. включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые
объекты и тела природы, но и все те, к-рые в принципе могут быть познаны
в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента.
Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся М. в её бесконечно
разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями.
Марксистско-ленинское понимание М. органически связано с диалектико-материалистич.
решением основного вопроса философии, оно исходит из принципа материального
единства мира, первичности М. по отношению к человеческому сознанию и принципа
познаваемости мира на основе последоват. изучения конкретных свойств, связей
и форм движения М. (см. Материализм).


В домарксистской философии и естествознании
М. как филос. категория часто отождествлялась с определ. конкретными её
видами, напр, с веществом, атомами химич. соединений, либо с таким свойством
М., как масса, к-рая рассматривалась как мера количества М. В действительности
же вещество охватывает не всю М., а только те объекты и системы, к-рые
обладают ненулевой массой покоя. В мире существуют и такие виды М., к-рые
не обладают массой покоя: электромагнитное поле
и его кванты-фотоны,
гравитационное поле (поле тяготения), нейтрино,
Сведение М. как
объективной реальности к нек-рым частным её состояниям и свойствам вызывало
кризисные ситуации в истории науки. Так было в конце 19 - нач. 20 вв.,
когда обнаружилась неправомерность отождествления М. с неделимыми атомами,
веществом и в связи с этим нек-рыми идеалистически настроенными физиками
был сделан вывод, что "материя исчезла", "материализм отныне опровергнут"
и т. д. Эти выводы были ошибочными, но преодоление методологич. кризиса
физики потребовало дальнейшей разработки диалектико-материалистич. понимания
М. и её осн. свойств.


В лит-ре часто встречается термин "антиматерия",
к-рым обозначают различные античастицы - антипротоны, антинейтроны,
позитроны и др., составленные из них микро- и макросистемы. Этот термин
не точен, в действительности все указанные объекты - особые виды М., античастицы
вещества, или антивещество. В мире может существовать и множество
других, неизвестных ещё нам видов М. с необычными специфич. свойствами,
но все они-элементы объективной реальности, существующей независимо от
нашего сознания.


В рамках домарксистского материализма М.
часто определялась как субстанция (основа) всех вещей и явлений
в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-идеалистич. пониманию мира,
принимавшему в качестве субстанции божеств, волю, абсолютный дух, человеческое
сознание, к-рое отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению.
Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия,
сводилась к первичным и бесструктурным элементам, к-рые отождествлялись
с неделимыми атомами. Считалось, что в то время как различные предметы
и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима
и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные
формы её бытия, количеств, сочетания и взаимное расположение элементов
и т. д.


В совр. науке понятие субстанции претерпело
радикальные изменения. Диалек-тич. материализм признаёт субстанциальность
М., но только во вполне определ. смысле: в плане материалистич. решения
основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм
движения тел. Именно М., а не сознание или воображаемый божеств, дух является
субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения,
конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения
не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определ. материальным
образованиям, к-рые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле
оказывается эквивалентно также понятию материального субстрата различных
процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности
М. эквивалентно также принципу материального единства мира, к-рый подтверждается
всем историч. развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать,
что сама М. существует лишь в виде бесконечного многообразия конкретных
образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм М. не
существует к.-л. первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, к-рая
лежала бы в основе всех свойств М. Каждый материальный объект обладает
неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутр. изменениям,
превращениям в качественно иные формы М. "„Сущность" вещей или „субстанция",-
писал В. И. Ленин, - тоже относительны; они выражают только углубление
человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше
атома, сегодня - дальше электрона и эфира, то диалектический материализм
настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех
этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так
же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна ..." (там же, с. 277). Вместе
с тем для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистич.
концепций всегда важно выявление того материального субстрата, к-рый лежит
в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного
мира. Так, исторически представляло огромное значение выявление субстрата
тепловых, электрич., магнитных, оптич. процессов, различных химич. реакций
и др. Это привело к развитию теории атомного строения вещества, теории
электромагнитного поля, квантовой механики. Перед совр. наукой стоит задача
раскрытия структуры элементарных частиц, углублённого изучения материальных
основ наследственности, природы сознания и др. Решение этих задач продвинет
человеческое познание на новые, более глубокие структурные уровни М. -"Мысль
человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого,
так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца" (там
же, т. 29, с. 227). Материальные объекты всегда обладают внутр. упорядоченностью
и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерном движении
и взаимодействии всех элементов материи, благодаря к-рому они объединяются
в системы. Система - это внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных
элементов. Связь между элементами в системе является более прочной, сушественной
и внутренне необходимой, чем связь каждого из элементов с окружающей средой,
с элементами др. систем. Человеческое познание структурной организации
М. относительно и изменчиво, зависит от постоянно расширяющихся возможностей
эксперимента, наблюдений и научных теорий. Но оно конкретизирует и дополняет
филос. понимание М. как объективной реальности, Совр. науке известны следующие
типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни М.: элементарные
частицы и поля (электромагнитное, гравитационное и др.); атомы, молекулы,
макроскопич. тела различных размеров, геологич. системы, Земля и др. планеты,
звёзды, внутригадактич. системы (диффузные туманности, звёздные скопления
и др.), Галактика, системы галактик, Метагалактика, границы
и структура к-рой пока ещё не установлены. Совр. границы познания структуры
М. простираются от 10-14 см до 1028 см
(примерно
13 млрд. световых лет); но и внутри этого диапазона может существовать
множество ещё неизвестных видов материи. В 60-х гг. были открыты такие
объекты, как квазары, пульсары и др. Живая М. и социально-организованная
М. известны пока лишь на Земле. Их возникновение - результат естеств. и
закономерного саморазвития М., столь же неотделимого от её существования,
каквся совокупность организмов, способных к самовоспроизводству с передачей
и накоплением в процессе эволюции генетической информации.
Социально-организованная
М. - высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и сознательно преобразующих
действительность индивидуумРовУи сообществ различных
уровней.


Все эти виды М. также обладают системной
организацией. Оно проявляется во всеобщей связи и взаимной обусловленности
предметов и явлений в мире, в возможности взаимных превращений одних форм
движущейся М. в другие, в связи и взаимных превращениях видов движения
и энергии, в историч. развитии природы и возникновении более сложных форм
М. и движения на основе относительно менее сложных форм. Материальное единство
мира проявляется также во взаимной связи всех структурных уровней М., во
взаимозависимости явлений микро-и мегамира (см. Космос).
Оно находит
своё выражение также в наличии у М. комплекса универсальных свойств и диа-лектич.
законов структурной организации, изменения и развития. К числу универсальных
свойств М. относятся её несотворимость и неуничтожимость, вечность существования
во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость её структуры.
М. всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие, проявляющиеся
в различных формах, превращение одних состояний в другие. Всеобщими формами
бытия М. являются пространство и время, к-рые не существуют вне
М., как не может быть и материальных объектов, к-рые не обладали бы пространственно
- временными свойствами. Универсальное свойство М.- детерминированность
всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах
и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий (см. Причинность).
Взаимодействие
приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению друг
друга. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры
взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историч. развитие
свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению
высшей его формы - абстрактного и постоянно совершенствующегося
мышления,
через
посредство к-рого М. как бы приходит к осознанию законов своего бытия и
к своему собств. целенаправленному изменению. Универсальные свойства М.
проявляются также во всеобщих законах её существования и развития: законе
единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количеств, и качеств,
изменений, законе причинности и др. важнейших сторонах материального бытия,
раскрываемых диалектич. материализмом и всей совр. наукой.


Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд.
первый, Маркс К.и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Диалектика природы,
там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 18; его же. Карл Маркс, там же, т. 26; Архипцев Ф. Т., Материя
как философская категория, М., 1961; Диалектика в науках о неживой природе,
М., 1964, разд. 2; Философские проблемы физики элементарных частиц, М.,
1963; Мелюхин С. Т., Материя в её единстве, бесконечности и развитии, М.,
1966; его же. Материальное единство мира в свете современной науки, М.,
1967; Структура и формы материи, М., 1967;К е д р о в Б. М., Ленин и революция
в естествознании XX века, М., 1969; Исследования по общей теории систем,
М., 1969; Ленин и современное естествознание, М., 1969; Г о т т В. С.,
Философские вопросы современной физики, М., 1972. С. Т. Мелюхин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я