"МАССОВАЯ КУЛЬТУРА"

"МАССОВАЯ КУЛЬТУРА" (англ, mass
culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние
бурж. культуры с сер. 20 в. В понятии "М. к." нашли отражение существ,
сдвиги в механизме бурж. культуры: развитие средств массовой коммуникации
-
радио, кино, телевидения, гигантские тиражи иллюстрированных журналов,
дешёвых "карманных" книг, грампластинок; индустриально-коммерч. тип произ-ва
и распределения стандартизированных духовных благ; относит, демократизация
культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга
и затрат на досуг в бюджете средней семьи. В условиях гос.-монополистич.
капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру
в отрасль экономики, превращая её в "М. к.". Через систему массовой коммуникации
"М.к." охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый
механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования:
от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологич. ориентации
до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и подчинение
культуры всего мира, его культурную "колонизацию".


Серийная продукция "М. к." обладает рядом
специфич. признаков: примитивность характеристики отношений между людьми,
низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимат. столкновениям
"хороших" и "плохих" людей, чья цель - достижение личного счастья любой
ценой; почти не знающая исключений обязательность "счастливого конца";
развлекательность, забавность, сентиментальность комиксов, ходовых
книжно-журнальных публикаций, коммерч. кино с натуралистич. смакованием
насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты - жажда обладания,
чувство собственности, нац. и расовые предрассудки, культ успеха, культ
сильной личности и, вместе с тем, культ посредственности, условность, примитивная
символика (чёрный костюм "чёрного характера" в фильме-вестерне, квадратная
челюсть супермена в комиксах, "сказочность" Джеймса Бонда). Огромная роль
деталей внешней формы (одежда, обстановка, тип дома, район проживания,
тип автомобиля и пр.), отделяющих "своих" от всех остальных -"чужаков".
Эти и подобные признаки присущи бурж. культуре с начала общего кризиса
капитализма, но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует
новое качество, позволяющее относить понятие "М. к." именно к новейшему
времени.


"М. к." утверждает тождественность материальных
и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового
потребления; понятие "бестселлер" приобрело в ней универсальный характер.
Для "М. к." характерно возникновение и ускоренное развитие особого проф.
аппарата, задачей к-рого является использование содержания потребляемых
благ, техники их произ-ва и распределения в целях подчинения массового
сознания интересам монополий и гос. аппарата, искажения и заглушения протеста.


Аппарат "М. к." объединяет исследовательскую,
проектную и организационно-коммерч. деятельность специалистов высшей квалификации.
Социально-психологич. исследования поставляют монополиям данные о колебаниях
предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, об эффективности
используемых приёмов обработки массового сознания. Здесь определяется влияние
оформления упаковки на выбор товара, "уговаривающих" формулировок рекламы
на масштабы туризма, режиссуры политич. телевизионных турниров на решение
колеблющихся избирателей и т. п.


Специальное проектирование,
дизайн,
непрерывно
создаёт новые образцы всего, что зрительно или на слух воспринимается массой
потребителей: от графики на конверте грампластинки до системы оформления
города, от музейной экспозиции до режиссуры нац. праздника. Организационно-коммерч.
звено "М. к.", т. н. маркетинг, использует новейшие средства капиталистич.
организации произ-ва и торговли в индустрии духовных благ. Маркетинг оказывает
решающее влияние на репертуар театров, финансирование кинофильмов, структуру
телевизионных программ, политику издания книг и грампластинок, особый рынок
молодёжной моды. Маркетинг как звено "М. к." придал культурным процессам
"спортивный" характер, вовлекая все проявления творчества в бесконечный
процесс возвышения и падения очередных "звёзд" и "идолов". При общей ориентации
на массу аппарат "М. к." осуществляет чёткое расслоение духовной продукции
по типам потребителей.


Осмысление "М. к." в бурж. философии было
начато книгами О. Шпенглера (Германия), X. Ортега-и-Гасета (Испания), Т.
Адорно (Германия, ФРГ), связавшими "М. к." с концепцией "массового общества",
предвещавшими
крах "высшей" культуры в столкновении с "массой", "толпой". С 50-х гг.
20 в. преобладает критический анализ "М. к." с позиций традиционного буржуазного
либерального гуманизма (Э. Фромм, Д. Рисмен, Э. ван ден Хаг, Г. Маркузе
- США), Э. Морен (Франция), когда "М. к." однозначно интерпретируется как
предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения
личности. Преувеличивая роль технич. средств массовой коммуникации, критики
"М. к." рассматривают её вне связи с бурж. характером культуры и одновременно
игнорируют двойств. природу "М. к.". Несомненно, что через систему массовой
коммуникации миллионы людей получают известную возможность ознакомиться
с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки. Эта
двойственность служит почвой для возникновения апологетич. концепций, оправдывающих
дифференциацию культурной продукции и утверждающих, что "М. к." соответствует
запросам массового потребителя (Т. Парсонс, США, и др.). Канад. социолог
М. Мак-Люэн утверждает, что "М. к." приобщает к духовным ценностям массы,
в прошлом отчуждённые от господствующей культуры, создаёт относительно
высокий стандарт формы массовой культурной продукции. С романтич. позиций
отрицая "цивилизацию письменности", Мак-Люэн рисует картину "глобальной
деревни", где с помощью массовой коммуникации возникает идиллия свободного
от индивидуализма общения людей.


"М. к.", изображаемая как чудовище, пожирающее
в человеке всё человеческое, - гл. герой множества "антиутопий", книг-кошмаров,
книг-предостережений в зап. лит-ре: Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Р. Брэдбери,
Р. Шекли и др.


Борьба с "М. к.", с её открыто антиде-мократич.
содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных,
демократич. сил в капиталистич. странах. С сер. 60-х гг. анализ и критика
"М. к." во всех формах её проявления успешно развиваются в работах философов
и социологов-марксистов.


Лит.: Аш и н Г. К., Миф об элите
и "массовом обществе", М., 1966; Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М.,
1966; Г л а з ы-чев В. Л., Поэзия роботов, в сб.: Искусство нравственное
и безнравственное, [М., 1969]; его же. Проблема "массовой культуры", "Вопросы
философии", 1970, № 12; Мог in E., L'esprit du temps, P., 1962; Riesman
D., The lonely crowd, 7 ed., New Haven - L., 1963; Me L u h a n M., The
guthenberg galaxy, Toronto, 1967; Ma reuse H., One dimensional man, 11
ed., Boston, [1969]; Toe p 1 it z К. Т., Akyrema, 2 wyd., Warsz., 1970.
В.Л.Глазычев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я