МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР

МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР устройство для
очистки масла от загрязняющих его ме-ханич. частиц, смол и др. примесей.
М. ф. устанавливаются в системах смазки двигателей внутреннего сгорания,
металлорежущих станков
и др. Различают неск. типов М. ф.: пластинчато-щелевые,
со сменным бумажным патроном, центробежные и др. В системах смазки двигателей
наибольшее распространение получили центробежные М. ф. Загрязнённое масло
под давлением поступает в полость ротора такого М. ф., через фильтрующую
сетку подводится к жиклёрам и выбрасывается из них с большой скоростью.
Вытекающие струи масла создают реактивную тягу, к-рая заставляет ротор
вращаться. При давлении масла 0,25- 0,3 Мн/м2 (2,5-3
кгс/см2)
частота
вращения ротора достигает 5000-6000
об/мин. Под действием центробежной
силы тяжёлые частицы, засоряющие масло, отбрасываются к периферии и оседают
на стенках ротора. Очищенное- масло стекает в маслоприёмник, напр, картер
двигателя.



MACОHCTBO, франкмасонство (от франц.
franc-macon - вольный каменщик), религ.-этическое движение, возникшее в
нач. 18 в. в Англии и распространившееся затем во Франции, Германии, Испании,
России, Дании, Швеции, Индии, США ц др. странах. В М. под знаком этич.
учения, провозгласившего "объединение людей на началах братства, любви,
равенства и взаимопомощи", идеи бурж. антиклерикализма переплелись с элементами
религ. мистицизма. Начало движению было положено в Англии (создание "Великой
ложи", 1717). В "Книге уставов", составленной в 1723 лондонским проповедником
Джеймсом Андерсоном, масону предписывалось не быть "ни глупым атеистом,
ни безрелигиозным вольнодумцем", поддерживать гражданские власти, не участвовать
в политич. движениях. Отрицая церк. догматику и культ, масоны чтут бога
как "великого архитектора вселенной" (в духе деизма), допускают
(как правило) исповедание любой религии, вводят в своё учение и в ритуал
элементы христианства, иудаизма и др. религий. Масоны (называющие друг
друга "братьями") объединяются в местные организации (ложи); совокупность
лож в нац. масштабе составляет Великую ложу во главе с гроссмейстером (великим
магистром, великим мастером). Название, организац. формы (ложа), иерархия
(ученик, подмастерье, мастер, великий мастер), а также символические знаки
(циркуль, молоток, отвес, мастерок, фартук, перчатки) и др. традиции заимствованы
М.из практики ср.-век. цеховых объединений (братств) строителей-каменщиков,
в особенности высшей их прослойки (архитекторы, скульпторы, художники).


Первоначально движение носило бурж. характер,
во 2-й пол. 18 в. в нём участвовали мн. просветители. Противопоставляя
себя феод, государственности и офиц. церкви, М. стремилось создать тайную
всемирную орг-цию с целью мирного объединения человечества в религ. братском
союзе. Постепенно (особенно на континенте Европы) М. приобрело более аристократич.
характер. В нём усилились элементы мистицизма, сменившего рациона листич.
дух раннего М., стремление связать М. со ср.-век. рыцарскими и мистич.
орденами (тамплиерство, розенкрейцерство и др.). Прежняя относительно простая
организация заменялась всё более сложной иерархией (в нек-рых направлениях
М.- до 99 степеней), был создан пышный ритуал. Однако социальный состав
участников движения, система фил ос. идей М., роль масонов в политич. борьбе
не отличались единообразием и значительно варьировались как по странам,
так и во времени. Его приверженцами были прусские короли-от Фридриха II
до Фридриха III, мн. англ, короли (Георг IV, Эдуард VII, Эдуард VIII),
швед, король Густав III, мн. президенты США-от Дж. Вашингтона до Г. Трумэна,
гос. деятели - Б. Франклин, У. Черчилль, мн. философы, писатели (Г. Э.
Лессинг, Вольтер, И. Г. Фихте, И. В. Гёте, К. М. Виланд, И. Г. Гердер и
др.), композиторы (В. А. Моцарт, И. Гайдн). А. Вейсхаупт, создавая (в 1776)
в Баварии орден иллюминатов, пытался превратить М. в тайную орг-цию просветительского
характера. В нач. 19 в. были попытки приспособить М. для конспиративных
нужд революц. движения (Италия, Польша). Борьбу пр'отив М. вели с клерикальных
позиций папы, опубликовавшие с 1738 ряд булл, в к-рых М. подвергалось осуждению,
а католики-масоны отлучались от церкви.
Г. Масперо.
Н. О. Массалитинов. В. О. Массалитинова.
П. В. Массальский.



В 60-х гг. 20 в. в мире насчитывалось ок.
8 млн. чл. масонских лож, из них 6 млн. в англо-саксонских странах, гл.
обр. в США и Великобритании (о численности масонов имеются и др. данные).


Лит.: G о u I d R. F., The history
of freemasonry..., 3 ed., v. 1 - 4, L., 1951; S e r b a n e s с о G., Histoire
de la francmaconnerie universelle, v. 1 - 4, P., 1963-70; Bibliographic
der freimaurerischen Literatur, 2 Aufl., Bd 1-4, Hildesheim, 1964. Б.
Я. Рамм.



Наиболее достоверные данные о первых масонских
ложах в России относятся к началу 1730-х гг. В 1730- 1770-егт. М. выступало
как одна из форм организации независимой от пр-ва оппо-зиц. дворянской
общественности. Неопределённость масонских идеалов позволила движению распространиться
в разных обществ, кругах - от лагеря дворянской реакции (М. М. Щербатов)
до разночинной интеллигенции (В. И. Баженов). Масоны 1770-1780-х гг. трактовали
человеческую натуру как злую, антиобщественную, а человеческое общество
-как арену всеобщей вражды, отрицали необходимость социальных реформ и
революции. Осуждая существующую действительность как царство зла, масоны
противопоставляли ей идеалы гума-нистич. филантропии. Возникла утопич.
концепция мирного перерождения совр. несправедливого мира в будущее царство
всемирного братства через всеобщее просвещение людей под эгидой тайных
руководителей ордена. Двойственный характер идеалов М. этих лет создавал,
с одной стороны, иллюзорную видимость возможности противопоставления его
и революции и реакции, а с другой - открывал двери обществ, деятельности
в области просвещения и филантропии. Это привлекло к М. таких людей, как
Н. И. Новиков, к-рый в кружке моек, масонов 1780-х гг. занимал особое
место. В руководство моек, кружком входили также И. Г. Шварц, А. М. Кутузов,
И. В. Лопухин, С. И. Гамалея и др. В годы, непосредственно предшествовавшие
Великой франц. революции, росло стремление реализовать масонскую утопию
средствами нравственного перерождения людей, разрешить конфликт бедности
и богатства путём алхимич. опытов. Для определённых групп масонов утопич.
идеалы отходили на второй план, превращаясь в словесное прикрытие примирения
с помещичьей действительностью; другие, группировавшиеся вокруг Новикова,
стремились к расширению общественно-просветительной деятельности; третьи
(А. А. Петров, Н. М. Карамзин) разочаровывались в М. и порывали с ним.
М. подвергалось одновременно гонениям справа (правительств, репрессии,
комедии Екатерины II) и острой критике слева (А. Н. Радищев). В 1792 М.
в России было запрещено. Гонения прекратились при Павле I, стремившемся
к возрождению различных форм ср.-век. иерархических орг-ций. Пр-во Александра
I разрешило деятельность масонских лож, стремясь поставить их под надзор
и даже использовать в своих интересах. Однако надежды пр-ва не оправдались:
скоро начали возникать конспиративные ложи "высших степеней", а само М.
оказалось тесно связанным с декабристами: П. И. Пестель, М. Ф. Орлов, Н.
И. Тургенев и др. до нач. 1820-х гг. сохраняли интерес к М. По мере разочарования
в тактике заговора и перехода к идее воен. революции декабристы порывали
с М., однако запрещение М. пр-вом в 1822 декабристы встретили с осуждением.
В дальнейшем в истории рус. мысли М. заметной роли не играло, хотя делались
неоднократные попытки возродить его.


Лит.: П ы п и н А. Н., Русское масонство,
XVIII и первой четверти XIX в., П., 1916; Вернадский Г. В., Русское масонство
в царствование Екатерины II, П., 1917; Масонство в его прошлом и настоящем,
т. 1 - 3, М., 1914-22; Пик санов Н. К., Масонская литература, в кн.: История
русской литературы, т. 4, ч. 2, М.- Л., 1947; Базанов В. Г., Вольное общество
любителей российской словесности, Петрозаводск, 1949; П л и м а к Е. Г.,
Масонская реакция против материализма в России, "Вопросы философии",. 1957,
№ 2; В a k о u n i n e Т., Riertoire biographique des francs-macons rus-ses
(XVIII-e et XIX-е siecles), P., 1967; В о u-rychkine P., Bibliographie
sur la francmaconnerie en Russie, P.- La Haye, 1967. Ю. М. Лотман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я