МАСЛА НЕФТЯНЫЕ

МАСЛА НЕФТЯНЫЕ смеси высокомолекулярных
углеводородов, получаемые из нефти и применяемые в основном в качестве
смазочных материалов. М. н. используются также как гидравлические и смазочно-охлаждающие
жидкости, электроизоляционные среды, поверхностно-активные вещества, мягчители,
компоненты пластичных смазок, лекарст-


венных препаратов и др. Существует две
основные системы классификации М. п.: по способу их производства и по областям
применения. По способу произ-ва М. н. делят на д и с т и л л я т н ы е,
получаемые вакуумной перегонкой мазутов; остаточные, получаемые из деас-фальтизированных
масляных гудронов, и компаундированные - подобранные по вязкости и др.
показателям смеси дистиллятных и остаточных масел.


Совр. процессы произ-ва (включающие вакуумную
перегонку, деасфальтизацию, селективную очистку, депарафинизацию, контактную
или гидродоочистку) обеспечивают достаточно полное извлечение масляных
фракций из нефти, необходимую их очистку и требуемые физико-хим. свойства;
при этом качество масел зависит от хим. состава и свойств исходной нефти.
Перспективные, каталитические процессы получения масел (гидрокрекинг, гидроизомеризация,
алкилирование, . полимеризация и др.) позволяют получать масла заданных
хим. состава и свойств, с более высоким выходом из перерабатываемого сырья.
Для произ-ва М. н. в СССР используются в основном сернистые нефти Урало-Волжского
р-на (ромашкинская, мухановская, туймазинская и др.) и нефти Зап. Сибири
(усть-балыкская, самотлорская и др.). Эти нефти по своему хим. составу
и свойствам (см. Нефть) обеспечивают получение масел с высокими
эксплуатационными качествами. Перспективной для произ-ва масел является
также мангышлакская нефть.


По областям применения М. н. разделяются
на моторные масла, реактивные масла, трансмиссионные масла, индустриальные
масла, цилиндровые масла
(для паровых машин),
электроизоляционные
масла, технологические масла
и т. н. белые масла, используемые
в медицине и парфюмерии. Первые 5 из перечисленных групп относятся
к смазочным маслам, остальные - к несмазочным маслам.


Для каждого вида масел разработан и строго
нормируется стандартами перечень физико-хим. свойств, зависящий от условий
использования. Существует, однако, ряд характеристик, относящихся практически
ко всем М. н. Это прежде всего вязкость (или внутр. трение), измеряемая
обычно при темп-рах 50 и 100 °С. Диапазон колебания вязкостей товарных
масел очень велик - от 2,0-2,5 сст (1 сст = 10-6м2/сек)
при
100 °С у лёгких индустриальных масел до 60-70
сст у тяжёлых цилиндровых.
Для масел, используемых в арктич. условиях ("северные масла"), вязкость
определяется также и при отрицательных темп-рах, -40 °С и ниже; важным
показателем для них является т. н. индекс вязкости, характеризующий температурную
зависимость вязкости. Темп-pa застывания М. н. может быть от 17 "С у тяжёлых
цилиндровых до минус 45-60 °С у нек-рых моторных и индустриальных. Эту
характеристику следует учитывать при выборе условий транспортировки, хранения
и использования смазочных продуктов. Допустимый высокотемпературный предел
использования М. н. косвенно характеризуется темп-рой вспышки. Важный показатель
для М. н.- фракционный состав, однако для подавляющего большинства М. н.,
в т. ч. моторных, он технич. стандартами не нормируется. Осн. показателем
электроизоляционных масел являются высокие диэлектрич. свойства, характеризуемые
прежде всего тангенсом угла диэлектрич. потерь.
Средства маскировки: 1 - дымовая
завеса; 2-маска-перекрытие; 3-макет орудия.



Большинство М. н. должно обладать также
малой зольностью, высокой стойкостью к окислению. Эти показатели связаны
с противоизносными, антинагарными и коррозионными свойствами масел. Для
использования в совр. двигателях и машинах с высокими скоростями, нагрузками
и темп-рами М. н. необходимо легировать различными добавками, присадками,
улучшающими
эксплуатационные качества масел (понижающими темп-ру застывания, повышающими
противоизносные и диспергирующие свойства и т. д.). Практически все товарные
масла содержат присадки или их композиции в количестве от 0,5-1,0 до 25%
и более.


В ряде случаев вместо М. н. используются
синтетические
масла,
имеющие более высокие технические характеристики.


Лит.: Черножуков Н. И., Технология
переработки нефти и газа, ч. 3, М., 1967 Товарные нефтепродукты, их свойства
и применение, М., 1971;Черножуков Н.И., Крейн С. Э., Лосиков Б. В., Химия
минеральных масел, 2 изд., М., 1959; Кулиев А. М., Кулиев Р. Ш., Алиев
М. И., Технология получения и исследования масел из бакинских нефтей, Баку,
1958; Лосиков Б. В., Пучков Н. Г., Энглин Б. А., Основы применения нефтепродуктов,
2 изд., М., 1959; Моторные и реактивные масла и жидкости, под ред. К. К.
Папок и Е. Г. Семенидо, 4 изд., [М., 1964]. Н. Г. Пучков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я