МАРШ

МАРШ (франц. marche, нем. Marsch,
итал. marcia), музыкальный жанр, служащий для обеспечения синхронного движения
большого числа людей (движение войск в строю, различного рода шествия).
М. отличаются строго размеренным темпом, чётким ритмом. Обычно они выдержаны
в размерах 2/6/Для М. типична трёхчастная репризная форма (см. Музыкальная форма).
Музыка
крайних частей, как правило, носит бодрый, мужественный, активный характер,
средняя часть (трио) выделяется своей напевностью. Распространение М. получил
в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки.
Помимо
организации движения войск, М. призван вселять в воинов бодрость, поднимать
их боевой дух. Осн. разновидности воен. М.- строевой, походный -и встречный
М. Особую разновидность представляет п о х о р о н н ы и, или траурный,
М. Уже на относительно раннем этапе развития М. вышел за пределы выполнения
чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет),
бытовой и концертной музыки. Это привело к расширению его формы, усложнению
выразит, средств, обогащению содержания. М. встречаются в операх Г. ф.
Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини,
ТТТ. Гуно, Дж. Мейербера, Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини, М. И. Глинки,
П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и др, среди
инструментальных сочинений И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта,
Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Э. Грига, П. И. Чайковского, Н.
А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и др. Яркие образцы траурного М.
имеются у Л. Бетховена, Ф. Шопена, Г. Малера. Развивая лучшие традиции
маршевой музыки, сов. композиторы внесли большой вклад в её развитие. В
числе авторов сов. воен. маршей - С. А. Чернецкий, Н. П. Иванов-Радкевич,
В. С. Рунов, Ю. А. Хайт, А. И. Хачатурян, В. М. Блажевич и др. Концертные
марши написали М. М. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, С.
С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др. X. М. Хаханян.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я