МАРТОС

МАРТОС Иван Петрович [1754, Ичня,
ныне Черниговской обл. УССР,- 5(17).4. 1835, Петербург], русский скульптор,
Род. в семье мелкопоместного укр. дворянина. Учился в петерб. АХ (1764
- 73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773 - 79), где
изучал и копировал произведения антич. скульптуры, пользовался советами
П. Батони, Ж. М. Вьена и К. Альбачини. Вернулся в Россию убеждённым сторонником
классицизма.
Выполнив ряд портретов (бюсты Н. И. Панина, 1780, и А. В. Паниной,
1782; оба - мрамор, Третьяковская гал.), уже в нач. 1780-х гг. выступил
как мастер мемориальной пластики, гармонично сочетающий гражд. пафос, идеальную
воз-вышенность образов с их обаятельной жизненностью. Для его надгробных
памятников раннего периода (надгробия: С. С. Волконской, Третьяковская
гал.; М. П. Собакиной, илл. см. т. 12, табл. XXVII, стр. 336-337; оба -
мрамор, 1782) характерны строгая архитектоника композиции, тонкая моделировка
форм, искусное совмещение высокого и низкого рельефа. В дальнейшем М. уходит
от барельефного принципа композиции, обособляя человеч. фигуру от скульпт.
фона и монументализируя памятник в целом (надгробия: Н.И.Панина, 1788,
Е. С. Куракиной, 1792; оба - мрамор Музей гор скульптуры, Ленинград) Продолжая
часто использовать мотив пирамидальной стелы с включённым в неё барельефным
медальоном-портретом умершего, М. всё более разнообразит расположение фигур
скорбящих, прибегает к полихромии оттенков мрамора. Воссоздание интимного
мира переживаний, свойственное ранним памятникам, с нач. 1790-х гг. сменяется
подчёркиванием обществ, значимости монумента, образный строй к-рого усложняется
и порою даже драматизируется. Произв. М. зрелого периода отличаются общей
монументальностью форм, органичной связью с архит. средой, ясной замкнутостью
композиции, лаконичной выразительностью силуэта; их эмоциональное воздействие
с нач. 1800-х гг. определяется суровой сдержанностью героев в проявлении
чувств, особой величавостью образов, призванных воплотить антич. идеалы
мужества и совершенной красоты (надгробия: Е. И. Гагариной, бронза, 1803,
Музей гор. скульптуры, Ленинград; Павла I, мрамор, гранит, 1807, "Мавзолей",
Павловск). Эти черты наиболее ярко выражены в памятнике Кузьме Минину и
Дмитрию Пожарскому в Москве (бронза, гранит, 1804 - 1818), к-рый был сооружён
по обществ, инициативе. В нём М. с убедит, силой передал патриотич. подъём
рус. народа, вновь проявившийся во время Отечеств. войны 1812. Скульпт.
группа обладает болыпой композиционной и эмоциональной цельностью, не нарушаемой
драматич. развитием действия; первоначально поставл. напротив Кремлёвской
стены, памятник особенно полно обнаруживал свою смысловую и пространств,
связь с ансамблем Красной площади: призывая Пожарского следовать
велению долга, передавая ему меч, Минин широким жестом руки указывал на
Кремль. Так же удачно местоположение памятника Э. Ришелье в Одессе (бронза,
гранит, 1823-28), несущего в себе мн. черты позднего творчества М., в к-ром
становятся заметны ноты ригоризма, склонность к чрезмерной обобщённости
форм и в то же время к мелочности в деталях (пам. Александру I в Таганроге,
бронза, гранит, 1828 - 31). М. известен как крупный мастер монументально-декоративной
скульптуры (статуя "Актеон" для фонтанов Петергофа, золочёная бронза, 1801;
рельеф "Истечение Моисеем воды в пустыне на аттике Казанского собора в
Ленинграде, известняк, 1804 - 07). Преподавал в петерб. АХ (1779-1835;
с 1814 ректор). Оказал большое влияние на формирование мн. рус. скульпторов
1-й трети 19 в.
И. П. Мартос.


Лит.: Ковалевская Н., Мартос, М.-
Л., 1938; А л патов М. В., Мартос, в кн Русское искусство 18 в М., 1958.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я