МАРСЕЛЬ

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриель Оноре
(7.12.1889, Париж,-9.10.1973, там же), французский философ, драматург и
литературный критик, основоположник католического экзистенциализма.
Род.
в семье дипломата. Окончил Сорбонну, преподавал философию. В юности испытал
влияние А. Бергсона, Л. Брюнсвика, Дж. Ройса.
В 1929
под влиянием Ф. Мориака принял католичество. После осуждения папской
энцикликой (1950) экзистенциализма назвал свою философию "неосократизмом",
или "христианским сократизмом". Автор драм, большого числа работ по вопросам
философии, театра, музыки и лит. критики. Чл. Академии моральных и политич.
наук (1952). Порывая с традицией католич. схоластики, представленной томизмом,
М. считает невозможным к.-л. рациональное обоснование религии. В центре
внимания М. стоит проблема бытия, преломлённая через индивидуальный опыт,
существование отд. человека. В осн. соч. "Быть и иметь" (1935) М. проводит
резкое различие между миром "объективности" (разобщённым физич. миром)
и миром "существования", где преодолевается дуализм субъекта и объекта
и все отношения с миром принимаются как личностные. В связи с этим действительность
предстаёт у М. расщеплённой на подлинный мир бытия и неподлинный мир обладания.
В гносеологич. плане М. противопоставляет "проблеме" - абстрактному рациональному
познанию-"таинство" - интуитивное, эмоционально-этич. постижение. В основе
большинства драм М. лежат релит.-моральные конфликты ("Расколотый мир",
1933; "Жажда", 1938; "Эмиссар", 1945; "Рим больше не в Риме", 1951, и др.).
Для социальных взглядов М. характерна романтич. идеализация патриархальных
отношений средневековья, резкая критика техники как "разбитого мира", превращающего
человека в вещь, а также отвержение к.-л. социально-политич. действий масс.
В целом философия М. отражает кризис бурж. сознания и культуры.


Соч.: Journal metaphysique, P., 1927; Etre
et avoir, P., 1935; Homo viator, P., [1944]; Le mystere de 1'Etre, v. 1P., 1951; Les hommes contre 1'Humain, P., 1951; Rome n'est plus dans Rome,
P., 1951; L'Homme problematique, P., [1955]; Presence et immortalite, P.,
1959; L'heure theatrale, P., 1959; Essai de philosophic concrete, P., 1967.


Лит.: Тавризян Г. М., Этика экзистенциализма
и христианская мораль, в сб.: Современный экзистенциализм, М., 1966; Existentialisme
chretien: G. Marcel, P., 1947; Chenu J., Le theatre de G. Marcel et sa
signification metaphysique, P., 1948; Тrоisfontaines R., De 1'existence
a 1'etre, v. 1-2, Namur, [1953]; Sottiaux E., G. Marcel, philosophe et
dramaturge, Louvain, 1956; G a 1 1 a g h e г К. Т., The philosophy of G.
Marcel, N. Y., 1962; W i d m e г С h., G. Marcel et le theisme existentielle,
P., 1971. Т. А. Сахарова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я