МАРКЕТИНГ

МАРКЕТИНГ (англ, marketing, от market
- рынок), одна из систем управления капиталистич. предприятием, предполагающая
тщательный учёт процессов, происходящих на рынке для принятия хоз. решений.
Возникла в нач. 20 в. в США, наибольшее распространение получила в 50 -
60-х гг. в связи с обострением проблемы сбыта и широким применением новых,
т. н. неценовых методов конкурентной борьбы (реклама, конкуренция качества,
дифференциация продукта и др.). Подавляющее большинство крупнейших корпораций
США придерживается М. В нач. 70-х гг. в США функционировало ок. 400 частных
исследовательских фирм, выполнявших по контрактам с монополиями исследования
по проблемам М. Оборот крупнейших из них (напр., "А. С. Нильсен") составлял
десятки млн. долл. в год. В странах Зап. Европы подобных орг-ций в эти
годы было более 200. Существуют междунар. организации М. - Европейский
комитет маркетинга и Международная ассоциация маркетинга. Цель М.-создать
условия для приспособления произ-ва к обществ, спросу, требованиям рынка,
разработать систему организа-ционно-технич. мероприятий по изучению рынка,
интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения
максимальных прибылей. Осн. функции М.: изучение спроса, вопросов ценообразования,
рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта
и торговых операций, деятельность, связанная с хранением, транспортировкой
товаров, управлением торгово-коммерч. персоналом, организацией обслуживания
потребителей.


Нек-рые деятели и пропагандисты М. утверждают,
что она способствует социальному перерождению капиталистич. строя в экономич.
систему, в центре к-рой стоит потребитель, его вкусы, желания, запросы.
В действительности, М. - это попытка в рамках индивидуального капитала
ликвидировать такие противоречия капитализма, как противоречия между возрастающими
возможностями произ-ва и относительно сужающимся потреблением, между растущей
тенденцией к планомерной организации произ-ва и сбыта в рамках отд. предприятия,
фирмы, монополистич. объединения и анархией произ-ва в масштабе общества.


Лит.: Абрамишвили Г. Г., Буржуазные
теории реализации и маркетинг, "Мировая экономика и международные отношения",
1971, № 12; К n if fin F., The modern concept of marketing management,
[Bloomington, 1958]; Simmons H., New techniques in marketing management,
Englewood Cliffs (N. Y.), 1958; Modern marketing strategy, Camb. (Mass.),
1964; В u s k i r k R., Principles of marketing, N. Y., [1966]; Cox R.,
Distribution in a high-level economy, Englewood Cliffs (N. Y.), [1965].
Г.
Г. Абрамишвили.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я