МАОИЗМ

МАОИЗМ враждебное марксизму-ленинизму
мелкобуржуазно-националистич. течение в Коммунистич. партии Китая. М. представляет
собой конгломерат субъективистско-волюнтаристических, вульгарно-материалистических
идей, противопоставляемых марксистской философии, политической экономии,
научному коммунизму, пролетарской стратегии и тактике мирового коммунистич.
движения. М. призван обосновывать авантюристич. политику казарменного
коммунизма.
Краеугольным камнем М. является антисоветизм.


В виде самостоят, платформы М. сложился
в конце 50-х гг. 20 в. Возникновение М. непосредственно связано с деятельностью
Мао Цзэ-дуна. На 9-м съезде КПК (1969) М., именуемый официально в Китае
"идеи Мао Цзэ-дуна", был объявлен "теоретической основой, определяющей
идеи КПК", и провозглашён "марксизмом-ленинизмом современной эпохи". Эти
оценки были подтверждены и на 10-м съезде КПК (1973).


Процесс формирования М. связан с борьбой
двух главных тенденций в КПК -интернационалистской и мелкобуржуазно-националистической.
Маоисты выдвинули идею "национального марксизма", "китайского коммунизма",
к-рая была официально закреплена в документах 7-го съезда КПК (1945). Под
вывеской "соединения всеобщих истин марксизма-ленинизма с практикой китайской
революции", "китаизации марксизма-ленинизма " мелкобуржуазно-националистич.
элементы в КПК начали атаку на коренные положения об интернац. характере
революц. учения рабочего класса.


М. отличает крайний эклектизм, субъективизм
в теории и волюнтаризм в политике. Идеология М. впитала мн. традиционные
взгляды древней китайской политической и философской мысли, принципы примитивной
уравнительности крестьянских движений, а также целый ряд китаецентристских
концепций реформаторов кон. 19 - нач. 20 вв.: Тань Сы-туна, Кан Ю-вэя,
Лян Ци-чао,
гоминьдановскую концепцию национализма. На М. большое влияние
оказали анархизм и ревизионистские течения в коммунистич. движении,
особенно троцкизм. У анархистов Мао Цзэ-дун заимствовал такие принципы,
как абсолютизация насилия ("винтовка рождает власть", "бунт - дело правое"),
опора на непролетарские, деклассированные элементы и политически незрелые
слои молодёжи для "организации" революций без учёта революц. ситуации.
М. по существу заимствовал троцкистскую концепцию "перманентной революции"
и исходит из того, что победа социализма без полного уничтожения империализма
невозможна. М. утверждает, что в условиях социализма, включая и его зрелую
стадию, постоянно идет борьба между социалистическим и капиталистическим
путями развития, существует угроза реставрации капитализма и что для предотвращения
этой опасности необходимы "революции". Образцом такой "революции" объявлена
т. н. культурная революция, проведённая под руководством Мао Цзэдуна во
2-й пол. 60-х гг. Такие "революции", являющиеся по существу формой тотальной
чистки и расправы с реальными и потенциальными противниками М., должны,
по заявлениям маоистов, повторяться периодически.


М. фактически отрицает объективные закономерности
строительства социализма и коммунизма, учение о руководящей роли марксистско-ленинской
партии как авангарда рабочего класса, подменяет социалистический демократизм
диктатурой военно-бюрократической группировки, насаждает культ личности,
принижает роль народа. М. отрицает коренные принципы социалистического
гуманизма.


В политике вместо пролет, классовой линии
М. прибегает к бонапартистскому маневрированию (см. Бонапартизм) между
различными классами и социальными прослойками. Декларативно заявляя, что
"рабочий класс руководит всем", Мао Цзэ-дун на деле проводит линию на принижение
роли рабочего класса Китая.


Маоисты на практике стремятся ликвидировать
методы и формы организации и планирования народного х-ва, сложившиеся в
первое десятилетие существования КНР под влиянием опыта мирового социализма
и прежде всего СССР. Вопреки ленинизму, М. рассматривает бедность, отсталость
страны, обездолен-ность народных масс как неотъемлемые атрибуты жизни при
социализме и даже как факторы, якобы благоприятствующие строительству нового
общества. Заботу о росте благосостояния народа М. объявляет "ревизионизмом",
"реакц. экономизмом", ведущими к буржуазному "перерождению". Консервация
бедности и отсталости позволяет маоистам направлять максимум средств на
развитие воен. машины.


В области философии М. декларирует приверженность
диалектич. и историч. материализму, однако по сути дела ревизует все его
принципы с позиций субъективизма, вульгарного материализма и примитивно
истолкованной диалектики, превращает философию в средство утилитарно-прагматич.
обоснования политики.


Признавая всеобщность противоречия, М.
вместе с тем абсолютизирует момент борьбы противоположностей и игнорирует
или крайне принижает роль единства противоположностей. Одновременно М.
непомерно расширяет сферу проявления антагонистич. противоречий, рассматривая
их как всеобщие, а неантагонистич. противоречия - как частный случай антагонистических.
Закон единства и борьбы противоположностей сводится к их механич. противостоянию
("без верха нет низа, без отвратительного нет прекрасного") и смене мест
между противоположностями ("плохое превращается в хорошее", а "пролетариат-в
буржуазию", "мир превращается в войну, война - в мир"). В гносеологии М.
присущ эмпиризм, обосновывающий узкоутилитарный подход к пониманию практики
как лишь непосредств. физич. участия индивида в производств, или политич.
деятельности. М. упрощает проблемы познания, принижает теоретич. мышление
и его познават. возможности и одновременно сужает сферу обществ, практики.


В понимании критерия истины М. смыкается
с прагматизмом, утверждая: "вообще говоря, то, что завершается успехом,
правильно, а то, что терпит неудачу, ошибочно" (М ао Цзэ-дун, Четыре работы
по философии, Пекин, 1968, с. 195).


Для теории и практики М. характерны резкие
колебания то в сторону крайне "левого" экстремизма и волюнтаризма, то правого
реформизма. Субъективизм М. чётко выявляется в тезисе о "необходимости
постоянно создавать противоречия", что в политике находит выражение в непрерывном
поддержании обстановки напряжённости внутри общества, а также в стремлении
решать любые хоз., политич. и культурные проблемы путём организации сменяющих
друг друга массовых кампаний запугивания населения "внешней угрозой", чистками
и т. д.


В 1958 Мао Цзэ-дун выдвинул курс "трёх
красных знамён" -новая "ген. линия", "большой скачок" и "народная коммуна".
Проведение этой политики привело страну к экономич. кризису. Потребовалось
более пятилетия, чтобы восстановить уровень экономики, существовавший до
начала "большого скачка". Во внешней политике в этот период маоисты начали
открытые нападки на Сов. Союз и серьёзно подорвали сов.-кит. отношения,
развернули раскольнич. деятельность в междунар. коммунистич. движении,
организовали воен. столкновения с соседними странами и предприняли целый
ряд других авантюристич. акций на мировой арене. На 9-м и 10-м съездах
КПК антисоветизм был поднят на уровень партийной и гос. доктрины, а СССР
клеветнически объявлен главным врагом Китая. М. пытается обосновать политику
злобного антисоветизма надуманными утверждениями о существовании "непримиримых
принципиальных разногласий" между КНР и СССР. В действительности подлинным
источником антисоветизма является идеология великоханьского шовинизма,
к-рая, естественно, приходит в столкновение с принципами пролетарского
интернационализма, отстаиваемыми КПСС и др. марксистско-ленинскими партиями.
Антисоветизм используется маоистами и как средство оправдания своей политики
милитаризации и отвлечения внимания трудящихся от серьёзных внутр. трудностей
и нерешённых проблем. М. распространяет клевету о реставрации капитализма
в социалистич. странах, отрицает существование мировой социалистич. системы.


М. стремится сохранить очаги междунар.
напряжённости, сорвать усилия социалистич. стран и всех миролюбивых сил
по их ликвидации, блокировать борьбу народов мира за расширение сферы разрядки
и распространение её на все континенты, утверждение принципов мирного сосуществования
гос-в с различным социальным строем.


Генеральной линии междунар. коммунистич.
движения по коренным вопросам мирового развития М. противопоставляет свои
авантюристич. позиции. Маоисты исходят из неизбежности мировой войны, рассматривая
её как средство "оздоровления человечества", как источник мировой революции.


Для подкрепления своих гегемонистских притязаний
на лидерство в "третьем мире" маоисты пытаются доказать, что центр революц.
движения переместился в зону нац.-освободит, движения, так как якобы социалистич.
страны "переродились", а рабочий класс развитых капиталистич. стран "обуржуазился"
и утратил революционность.


Свидетельством полного разрыва маоистов
с пролетарским классовым подходом в области внешней политики и принципами
социалистич. интернационализма является проповедуемая ими теория "борьбы
против гегемонии двух сверхдержав ".


На междунар. Совещании коммунистич. и рабочих
партий 1969 большинство делегаций охарактеризовало М. как опасное антимарксистское
течение, к-рое своими подрывными действиями и политикой антисоветизма объективно
играет роль пособника империализма и антикоммунизма.


М. создаёт серьёзные преграды строительству
социализма, ведёт к его деформации и ставит под угрозу социалистические
завоевания кит. трудящихся, препятствует решению коренных социаль-но-экономич.
проблем, порождает одну за другой кризисные ситуации в стране, дискредитирует
научный социализм.


М. стремится расколоть мировое коммунистич.
движение, антиимпериалистич. фронт народов. Для этих целей используются
и возникшие в нек-рых странах группки приверженцев М. Однако практически
эти группки находятся в изоляции от революц. рабочего движения и чаще всего
распадаются.


Как антинаучное, противоречащее закономерностям
обществ, развития течение, М. бесперспективен.


Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС,
М., 1971; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М.,
1969; В и даль Ж.-Э., Куда ведет Китай группа Мао Цзэ-дуна, пер. с франц.,
М., 1967; Владимиров О. Е., Рязанцев В. И., Страницы политической биографии
Мао Цзэ-дуна, 2 изд., М., 1973; Опасный курс. Сб., в. 1 - 4, М., 1969 -
73; Алтайский М., Георгиев В., Антимарксистская сущность философских взглядов
Мао Цзэ-дуна, М., 1969; Маоизм глазами коммунистов. [Сб. ст.], М., 1969;
Маоизм без маски. Сб. ст., М., 1970; Критика теоретических концепций Мао
Цзэ-дуна, М., 1970; Румянцев А. М., Истоки и эволюция "идей Мао Цзэ-дуна".
(Об антимарксистской сущности маоизма), М., 1972; Критика теоретических
основ маоизма, М., 1973. М. Л. Алтайский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я