МАНЧЕСТЕР

МАНЧЕСТЕР (Manchester), город-графство
в Великобритании, на территории Ланкашира. Расположен у зап. склона Пеннин,
на р. Эруэлл. 541,5 тыс. жит. (1971). Крупный индустриальный, торг.-финанс.
и трансп. центр конурбации "текстильных" городов Юго-Вост. Ланкашира (включает
52 города) с нас. 2,4 млн. чел. (1971). Значение его как важного трансп.
узла усилилось в кон. 19 в., с открытием Манчестерского канала, превратившего
М. в морской порт; грузооборот в нач. 1970-х гг. 18-20 млн. т. В
М.- аэропорт.


Ок. 2/активного нас. (143 тыс.)занято в промышленности, св.2/5 в сфере услуг
и в торговле. В отличие от окружающих его городов, где важную роль продолжает
играть хл.-бум.пром-сть, в М. сохранились лишь отделка тканей и выросшее
позднее произ-во тканей из искусств, волокна. Главная же отрасль совр.
пром-сти собственно М.- разнообразное машиностроение (30% занятых в пром-сти,
из них почти Vs в электротех-нич. пром-сти), производящее электро-энергетич.
оборудование, электронную аппаратуру, станки, стационарные двигатели, части
и аппаратуру для авто- и самолётостроения, текстильные машины и др. Хим.
пром-сть (8% занятых) поставляет текст, красители, выпускает пластмассы
и др. хим. изделия. Развита швейная пром-сть (15% занятых), значительна
и полиграфическая пром-сть. М.- важный научный и культурный центр страны
(ун-т и др.).


Торговый и деловой р-н М.- "сити" занят
4-5-этажными зданиями различных учреждений, отделений банков, контор страховых,
промышленных и др. компаний. В окружении "сити" - старые индустриальные
кварталы со смешанной пром. и жилой застройкой. Индустр. р-ны М. сосредоточены
также у причалов порта и вдоль жел. дорог. Следующее "кольцо" состоит из
типичных для конца 19 в. рядов однотипных 2-этажных домов, построенных
близко друг от друга, заселённых клерками, средней буржуазией. Далее, во
внешнем поясе (гл. обр. на 3. и Ю.) особняки наиболее богатых слоев гор.
населения. М. сливается застройкой с соседними городами, образуя конурбацию.
С сер. 20 в. жители М. переселяются всё дальше от центра в пригороды, в
результате население его сокращается (с 1951 по 1971 на 23% ). н. М.
Польская.
Сохранились памятники: готики - кафедральный собор "перпендикулярного
стиля" (ок. 1422-1520); классицизма - биржа (1806-09, арх. Т. Харрисон),
Атенеум (1837-39, арх.Ч.Бэрри); неоготики- ратуша (1868-77, арх. А. Уотерхаус).
Художеств, галерея (1824-35, арх. Ч. Бэрри; коллекция англ, иск-ва 17-19
вв.).
Манчестер. Новый корпус ратуши (1938)
и ротонда центральной библиотеки (1930- 1934). Архитектор В. Харрис.



М., первое упоминание о к-ром относится
к 10 в., возник на месте кельтского поселения Мансенион (Mancenion) и рим.
укреплённого лагеря Манкуниум (Маncunium), основанного в 79 н. э. В
ср. века М.- торг, и ремесл. поселение. Быстрый рост города начинается
с сер. 18 в. в связи с пром. переворотом (в 1773 - 22 тыс. жит., в 1821
- 126 тыс. жит.). В 19 в. М. становится крупнейшим мировым центром хл.-бум.
пром-сти. В 30-40-х гг. 19 в. в М. развернулась пропаганда фритредерства,
к-рое получило также назв. "манчестерство" (см. Фритредеры). В 19-20
вв. крупный центр рабочего и демократич. движения. В 1819 на поле Питерсфилд
в М. был расстрелян митинг рабочих (см. "Лшперлоо"). Пролетариат М. принимал
активное участие в чартистском движении (см. Чартизм). В 1842-44
и 1850-70 в М. жил Ф. Энгельс.


М. был назван Ф. Энгельсом первым фабричным
городом мира.


Лит.: Stewart С., The stones of
Manchester, L., 1956; Manchester and its region, Manchester, 1962; Sharp
D., Manchester, L., 1969.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я