МАЛЬРО

МАЛЬРО (Malraux) Андре (р. 3.11.1901,
Париж), французский писатель и поли-тич. деятель. Сын директора парижского
агентства амер. банка. Учился в Нац. училище живых вост. языков в Париже.
Первые пробы пера ("Бумажные луны", 1921, и др.) принесли М. успех в авангардистских
кружках (см. Авангардизм). Поездки в 1923-27 в Юго-Вост. Азию, где
он сблизился с кит. революционерами, дали М. пищу для размышлений о кризисности
зап. цивилизации в 20 в. (эссе "Искушение Запада", 1926; "К европейской
молодёжи", 1927) и материал для первых романов ("Завоеватели", 1928; "Королевская
дорога", 1930; "Условия человеческого существования", 1933). Деятельный
участник междунар. движения 30-х гг. в защиту культуры против фашизма,
М., однако, не разделял ни философии марксизма, ни идеологии коммунистов,
с к-рыми сотрудничал; в 1935 он посвятил повесть "Годы презрения" (рус.
пер. 1935) мужеству узников гитлеровских тюрем. Во время национально-революц.
войны (1936-39) в Испании (первый её год запечатлен в лирич. репортаже
М. "Надежда", 1937, рус. пер. 1939) командовал эскадрильей иностр. лётчиков-добровольцев,
сражавшихся на стороне республики. После поражения Франции во 2-й мировой
войне в 1940 попал в плен, бежал, в 1943 включился в Движение Сопротивления,
возглавлял партиз. соединение, вскоре преобразованное в армейскую бригаду.


Наметившийся к кон. 30-х гг. и окольно
сказавшийся уже в романе-эссе "Орешники Альтенбурга" (1943) отход М. от
революц. гуманизма завершился в 1948 речью "Призыв к интеллигентам" - одним
из манифестов "холодной войны" в культуре. М., входивший уже в первое правительство
Ш. де Голля (1944-46), руководил пропагандистскими службами голлистской
партии, а в 1959-69 занимал пост министра культуры Франции; как писатель
он больше не выступает, но печатает многочисл. труды по философии иск-ва
("Голоса молчания", 1953, и др.), а также воспоминания ("Антимемуары",
1967; "Дубы из тех, что срубают...", 1971).


Во многом отправляясь от Б. Паскаля, Ф.
Ницше, О. Шпенглера, М. в свою очередь многое предвосхитил в поисках франц.
экзистенциалистов - Ж. П. Сартра, А. Камю. Герои М. пробуют обрести смысл
жизни сначала в одиноком авантюристич. испытании себя, затем - в революц.
братстве с угнетёнными и восстающими против своей судьбы, но в конце концов
отрекаются от попыток переделать общество и уповают на искусство, истолкованное
поздним М.как возмещение утраченной веры в божественное. Несмотря на срывы
идейного становления и печать трагич. метафизики, лежащую на всех его книгах,
такие достижения М., как "Условия человеческого существования" и "Надежда",
сделали его одним из признанных мастеров французской литературы 20 в.


Лит.: Шкунаева И. Д., Современная
французская литература, М., 1961; Андреев Л., Снова "чистое искусство",
в сб.: О современной буржуазной эстетике, М., 1963; Б л о м к в и с т Е.
Б., Теория стиля А. Мальро, "Вестник МГУ. Серия философии", 1971, №1; Великовский
С., На перекрёстках истории..., "Вопросы литературы", 1973, № 3; М о u
n i e r E., L'espoir des desesperes, [P.], 1953; P i с о n G., Malraux
par
lui-meme, [P., 1959]; Hоffmann J., L'humanisme de Malraux, P., 1963; Goldmann
L., Pour une sociologie du roman, P., 1964; Carduner J.. La creation romanesque
chez Malraux, P., 1968; Les critiques de notre temps et Malraux, P., 1970.
С. И. Великовский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я