МАЛЫЙ ТЕАТР

МАЛЫЙ ТЕАТР государственный ордена
Ленина академический, старейший русский драматический театр в Москве. Официально
под этим названием открыт 14 (26) окт. 1824, но формирование постоянной
драматич. труппы в Москве началось ещё с 50-х гг. 18 в. В 1757 при Моск.
ун-те был создан театр (с 1759 - публичный), получивший название Университетского;
в нём играли студенты и воспитанники университетской гимназии. В 1760 он
стал наз. моек. Российским театром. В 1780 на его основе был организован
Петровский театр, работавший в здании, построенном антрепренёром М. Медоксом
на месте совр. Большого театра (на бывшей Петровской площади; назывался
также Театром Медокса). В 1806 труппа театра вошла в систему казённых,
т. н. императорских, театров. Иск-во М. т. оказало большое воздействие
на развитие рус. культуры, способствовало утверждению реализма и революц.
романтизма на рус. сцене. Деятельность театра была связана со становлением
передовой обществ, мысли, ростом освободит, движения. Своими спектаклями
он укреплял чувство протеста против гнёта самодержавия, крепостничества
и реакции, выступал в защиту человеческого достоинства, утверждал истинный
патриотизм (пост, комедий Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, В. В. Капниста,
трагедий В. А. Озерова). В актёрском иск-ве М. т. всегда сочетались две
осн. линии - глубокий жизненный реализм, основоположником к-рого был М.
С. Щепкин, и страстный революционный романтизм, крупнейшим представителем
к-poro стал П. С. Мочалов. Щепкин утвердил на подмостках М. т. комедии
А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя. Премьеры "Горе от ума" Грибоедова (1831)
и "Ревизора" Гоголя (1836) стали важнейшими событиями ранней истории М.
т. Творчество Мочалова связало рус. сцену с драматургией У. Шекспира и
Ф. Шиллера. В. Г. Белинский посвятил иск-ву М. т. ряд статей, поддерживая
передовые устремления его актёров, гуманизм и правдивость их творчества,
резко возражал против консервативно-охранит. тенденций в репертуаре. С
1853 осн. драматургом М. т. становится А. Н. Островский - здесь было поставлено
47 его драм и комедий. На драматургии Островского сложился замечательный
актёрский талант П. М. Садовского и актёрской семьи Садовских. В сер. 19
в. на сцене М. т. выступали крупнейшие актёры И. В. Самарин, В. И. Живокини,
С. В. Шумский, ставились пьесы И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина,
драмы А. С. Пушкина. Деятельность М. т. привлекала сочувственное внимание
Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, чьи статьи способствовали усилению
демократич. и реалистич. направленности в его деятельности. В М. т. сложилось
иск-во ансамблевой актёрской игры; уроки великого реалиста Щепкина обрели
значение традиций, к-рыми дорожит и к-рые развивает труппа М. т. С нач.
70-х гг. 19 в. на сцене М. т. стремительно расцвёл пламенный талант М.
Н. Ермоловой, создавшей образы нар. героинь (Иоанна в "Орлеанской деве"
Шиллера, Лауренсия в "Овечьем источнике" Лoпe де Вега и др.). Реализм школы
Щепкина и романтич. героика, свойственная актёрским образам Мочалова и
Ермоловой, находили живой отклик у демократически настроенной аудитории
М. т.- в 19 в. театр этот называли "вторым Московским университетом", подчёркивая
тем самым важную воспитат. роль его иск-ва. К кон. 19 в. значение деятельности
М. т. ослабевает. Возросшее давление реакции привело к тому, что на его
сцене доминирующее положение стали занимать ремесл. пьесы и развлекат.
фарсы. Однако виднейшие актёры - Ермолова, Г. Н. Федотова, А. П. Ленский,
А. И. Южин, М. П. и О. О. Садовские раскрывали свои дарования гл. обр.
в постановках рус. и зарубежной классики. Попытки обновления иск-ва М.
т., предпринимавшиеся в кон. 19 - нач. 20 вв. прежде всего А. П. Ленским,
встречали упорное сопротивление царской администрации и оказались малоэффективными.


С первых лет Сов. власти иск-во М. т. сблизилось
с революционной современностью. В 1919 ему присвоено звание академического.
Такие спектакли, как "Посадник" А. К. Толстого (1918), "Старик" Горького
(1919), "Оливер Кромвель" Луначарского (1921), и многочисленные постановки
классич. драматургии свидетельствовали о жизнеспособности коллектива, о
новом подъёме иск-ва его лучших актёров - Н. К. Яковлева, Е. К. Лешковской,
О. А. Правдина, В. О. Массалитиновой, В. Н. Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой,
А. А. Яблочкиной, М. Ф. Ленина, А. А. Остужева, С. Л. Кузнецова, П. М.
Садовского, М. М. Климова и мн. др. С успехом продолжали выступать корифеи
театра М. Н. Ермолова и А. Н. Южин. Спектакль "Любовь Яровая" Тренёва (1926,
в гл. роли В. Н. Пашенная) показал, что революция отозвалась в иск-ве М.
т. приливом творческих сил и художеств, новаторством. Дальнейшие постановки
сов. пьес ("Огненный мост" Ромашова, 1929; "Скутаревский" Леонова, 1934;
"Слава" Гусева, 1936; "Богдан Хмельницкий", 1939, "В степях Украины", 1941,
Корнейчука) и классич. произв. ("Растеряева улица" по Успенскому, 1929;
"Враги", 1933, "Варвары", 1941, Горького; "Отелло" Шекспира, 1935, "Уриэль
Акоста" Гуцкова, 1940, с А. А. Остужевым в ролях Отелло и Акосты; "Горе
от ума" Грибоедова, 1938), а также пьес А. Н. Островского ("Бешеные деньги",
1933, "На всякого мудреца довольно простоты", 1935, "Лес", 1937, "Волки
и овцы", "Правда хорошо, а счастье лучше", оба в 1941) означали принципиально
новый этап развития иск-ва М. т., обогащённого методом социалистич. реализма.
В 1937 в спектакле "На берегу Невы" Тренёва на сцене М. т. впервые был
создан образ В. И. Ленина. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 в М.
т. поставлен ряд вдохновенных патриотич. спектаклей ("Фронт" Корнейчука,
1942; "Нашествие" Леонова, 1943), бригады актёров театра и его фронтовой
филиал выступали в частях действующей армии. В 30-50-е гг. интенсивно работали
режиссёры К. П. Хохлов, И. Я. Судаков, К. А. Зубов, Л. А. Волков, А. Д.
Дикий, среди актёров выделялись П. М. Садовский, Н. Н. Рыбников, М. М.
Климов, И. В. Ильинский, М. М. Блюменталь-Тамарина, В. Н. Пашенная, М.
И. Царёв, Е. М. Шатрсва, Д. В. Зеркалова, Н. А. Светловидов, Е. Н. Гоголева,
Н. А. Анненков, М. И. Жаров. Сохраняя славу "дома Островского", М. т. систематически
ставит его драмы и комедии, одновременно расширяя классич. репертуар, воплсщая
произведения Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, А. В. СухсвоКобылина,
Л. Н. Толстого, У. Шекспира, В. Гюго, инсценировки произв. Ф. М. Достоевского,
У. Т. Теккерея, Г. Флобера. В репертуар широко включаются пьесы сов. драматургов:
А. Е. Корнейчука, К. М. Симонова, В. С. Розова, С. И. Алёшина, А. В. Софронова
и мн. др. В 50-60-е гг. созданы спектакли: "Власть тьмы" Л. Н. Толстого
(1956) с И. В. Ильинским в роли Акима, реж. Б. И. Равенских; "Вечный источник"
Д. Зорина (1957), "Иванов" Чехова (1960), "Дачники" Горького (1964), "Правда
хорошо, а счастье лучше" Островского (1970) - реж. Б. А. Бабочкин; "Маскарад"
Лермонтова (1962) и "Оптимистическая трагедия" Вишневского (1967) - реж.
Л. В. Варпаховский; в нач. 70-х гг.: "Перед заходом солнца" Гауптмана (реж.
Л. Е. Хейфиц), "Птицы нашей молодости" Друцэ (реж. Унгуряну и Равенских)
- оба в 1972; "Пучина" Островского (реж. П. П. Васильев), "Царь Фёдор Иоаннович"
А. К. Толстого (реж. Равенских) - оба в 1973. Художеств, руководителями
и гл. режиссёрами М. т. были: А. И. Южин (1923-27), И. Я. Судаков (1937-43),
П. М. Садовский (1944-47), К. А. Зубов (1947-56), М. И. Царёв (1957-62),
Е. Р. Симонов (1963-70).


В труппе театра (1973): нар. арт. СССР
Н. А. Анненков, Б. А. Бабочкин, Е. Н. Гоголева, М. И. Жаров, И. В. Ильинский,
И. А. Любезнов, Н. А. Рыжов, В. И. Хохряков, Е. А. Шатрова, М. И. Царёв;
нар. арт. РСФСР Н. А. Белёвцева, Э. А. Быстрицкая, Е. П. Велихов, В. Д.
Доронин, Т. А. Еремеева, Д. В. Зеркалова, В. В. Кенигсон, В. И. Коршунов,
К. А. Ликсо, С. Е. Маркушев, Р. Д. Нифонтова, Н. В. Подгорный, Д. Н. Павлов,
К. Ф. Роек, Е. В. Самойлов, Е. М. Солодова, Б. В. Телегин, С. Н. Фадеева,
засл. арт. РСФСР Н. Л. Афанасьев, Б. Ф. Горбатов, Ю. И. Каюров, Н. И. Корниенко,
Г. И. Куликов, Л. В. Юдина и др. Гл. режиссёр (с 1970) - нар. арт. СССР
Б. И. Равенских. Директор (в 1950-63 и с 1970) - М. И. Царёв. В 1937 М.
т. награждён орденом Ленина. При театре работает театр, школа, ведущая
начало от организованного в 1809 Моск. театр, уч-ща (с 1938-Театр, уч-ще
им. М. С. Щепкина). М. т.гастролировал за рубежом (Румыния, Польша, Болгария,
Чехословакия), спектакли "Власть тьмы" и "Коллеги" по Аксёнову показывались
в Париже на фестивале драматического искусства в 1962.


Здание М. т., построенное в 1820- 1824
по проекту арх. О. И. Бове арх. А. Элькинским как частный дом купца Варгина,
перестраивалось под театр в 1838-40 арх. К. А. Тоном и было реконструировано
в 1947 по проекту арх. А.П. Великанова. В 1929 перед зданием театра установлен
памятник А. Н. Островскому (бронза, гранит, скульптор Н. А. Андреев, арх.
И. П. Машков).


Лит.: Белинский о драме и театре,
М.- Л., 1948; Сто лет Малому театру. 1824-1924, М., [1924]; Луначарский
А. В.,О театре и драматургии, т. 1, М., 1958; 3 о г р а ф Н. Г., Малый
театр второй половины XIX в., М., 1960. К. Л. Рудницкий.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я