МАЛЕВИЧ

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович [11
(23). 2. 1878, близ Киева, - 15. 5. 1935, Ленинград], советский художник.
Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (1904-05) и студии Ф. И.
Рерберга (1905-10) в Москве. Участник выставок Бубновый валет (1910),
Ослиный хвост (1912), футуристич. "0,10" (1915-16) и др. На рубеже
1900- 1910-х гг. стремился совместить принципы кубизма и футуризма
("На
сенокосе", 1909; "Станция без остановки", 1911). Став затем одним из основоположников
абстрактного
искусства,
туманно-мистически толкуя свои эксперименты, М. сводил предметную
форму к комбинациям рассеянных на плоскости контрастных по цвету простейших
геом. элементов (супрематизм).
Это с самого начала вело к отрицанию
обществ, и познават. задач художеств. творчества и собственно живописи
("Чёрный квадрат", 1913). В 1918 создал оформление первой постановки "Мистерии-буфф"
В, В. Маяковского. С нач. 1920-х гг. примкнул к производственному искусству.
Будучи преподавателем Нар. художеств, школы в Витебске (1919-22), директором
ленингр. Гинхука (1923- 1927; см. Инхук), занимался исследованием
формального языка пластич. иск-в, разрабатывал проекты конструктивно целесообразных
форм посуды, рисунки для текстиля, пространств, композиции (макеты-"архитектоны").
В нач. 1930-х гг. делал попытки вернуться к изобразительности в живописи
и обратиться к сов. тематике ("Девушка с красным древком", 1932; все указанные
картины - в Третьяковской гал.). Илл. см. при ст. Супрематизм.


С о ч.: От кубизма к супрематизму,
П., 1916, Супрематизм, Витебск, 1920; Essays on art. 1915 - 1933, N. Y.,
1971.


Лит.: Фёдоров-Давыдов А., Выставка
произведений К. С. Малевича, М., 1929; Рейнгардт Л., Абстракционизм, в
сб.: Модернизм, М., 1973, с. 112-15; Kasi-mir Malevich. 1878 - 1935. An
exhibition ..., L., 1959. Т. Н. Макарова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я