МАКЕТНАЯ КИНОСЪЁМКА

МАКЕТНАЯ КИНОСЪЁМКА киносъёмка
с использованием уменьшенных в определённом масштабе макетов и моделей
различных объектов, сооружений, машин и т. д. Различают 2 осн. вида М.
к.: киносъёмка одних макетов и комбинированная киносъёмка с т. н.
домакеткой, когда в одном кадре макет перспективно совмещается с объектами,
имеющими натуральные размеры.


Киносъёмка одних макетов применяется, когда
съёмка подлинных или декоративных объектов в натуральную величину практически
неосуществима или требует слишком больших затрат. Посредством М. к. изображают
панорамы городов, воен. сражения, извержение вулкана и т. д. Чтобы сделать
незаметной при просмотре на киноэкране разницу скорости действий, протекающих
в подлинных объектах и в макетах, применяют ускоренную киносъёмку с тем
большей частотой смены кадров (60-90 и более кадров в 1 сек), чем
крупнее план изображения и меньше масштаб макета. Точность воспроизведения
объекта в макете должна быть высокой, т. к. изображения макетов увеличиваются
при проекции на киноэкран в неск. сот раз. Поэтому М. к. ведётся преимущественно
в самых общих и дальних планах изображения с добавлением на первом плане
декоративных фрагментов в натуральную величину.


Комбинированные киносъёмки с домакеткой
применяют гл. обр. для изображения тех частей особо крупных и дорогих декораций,
на фоне к-рых не происходит игрового действия. Посредством домакет-ки часто
изображают видные на заднем плане или сбоку монумент, объекты и те верхние
части сложных интерьерных декораций (лепные потолки, купола), к-рые надо
показать в разных ракурсах. В таких случаях не только уменьшаются затраты
на декорации, но и появляется возможность создания изобразит, эффектов,
невозможных при сооружении декораций в масштабе 1 : 1 (рис.). Киносъёмки
с домакеткой части кадра применяются также как метод переоформления (изменения
внешнего вида) подлинного объекта. Для этого реальный пейзаж совмещается
в кадре с макетными достройками, изображающими, напр., "замок на вершине
холма" или "сказочный город" на берегу реальной реки.
Схема совмещения макета летающего
ко-рабля и декорации, на фоне которой действуют актёры.



Лит.: П т у ш к о А. Л., Р е н к
о в Н.С., Комбинированные и трюковые киносъёмки, М., 1948; Толмачёв В.
Б., Полянский К. Н., Проектирование н постройка кинодекораций, М., 1956;
Горбачёв Б. К., Техника комбинированных съёмок, 2 изд.1961. В. Б. Толкачёв.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я