МАКАРОВ

МАКАРОВ Степан Осипович [27.12.
1848 (8.1.1849), Николаев,- 31.3 (13.4). 1904, близ Порт-Артура], русский
флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал
(1896). Род. в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865
окончил мор. уч-ще в Николаевске-на-Амуре, в 1869 произведён в мичманы.
Служил на кораблях эскадры Тихого ок., с 1871- на Балт. флоте; во время
службы на броненосной лодке ч Русалка" исследовал проблемы непотопляемости
кораблей. В 1876 после перевода на Черноморский флот предложил оборудовать
пароход "Вел. кн. Константин" для перевозки минных катеров в р-ны стоянки
кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных
кораблей и торпедных катеров; во время рус.-тур. войны 1877-78 осуществил
эту идею и провёл ряд успешных атак тур. кораблей шестовыми минами, а также
впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду (Уайтхеда). В 1881, командуя
пароходом-стационаром "Тамань", провёл гидрологич. работы в прол. Босфор
и написал труд "Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей" (1885), удостоенный
премии Росс. АН. В 1882-86 служил на Балт. флоте. В 1886-89, командуя корветом
"Витязь", совершил кругосветное плавание, во время к-рого проводились систематич.
океанографич. работы, особенно подробно - в сев. части Тихого океана. Эти
работы были М. обобщены в труде "„Витязь" и Тихий океан" (т. 1-2, 1894).
В 1890 назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 гл. инспектором
мор. артиллерии. В 90-х гг. изобрёл бронебойные наконечники (т. н. "наконечники
Макарова") к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную
силу снаряда. С кон. 1894 - командующий эскадрой Средиземного м. В 1894-96
совершил второе кругосветное путешествие: в кон. 1894 из Петербурга прибыл
на Средиземное м., в 1895 перешёл с эскадрой, к-рой он командовал, из Средиземного
м. через Суэцкий канал на Д. Восток, в 1896 перешёл через Тихий ок. в Сев.
Америку, проехал через США и через Атлантический ок. вернулся в Россию.
В 1896 командовал эскадрой Балт. флота. Выдвинул идею создания мощного
ледокола для исследования Арктики и руководил постройкой ледокола "Ермак".
В
1897 опубликовал капитальный труд ("Рассуждения по вопросам морской тактики",
2 изд., 1943), в к-ром изложил основы тактики парового броненосного флота,
обосновал необходимость взаимодействия арт. и минно-торпедных кораблей
в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках
броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной
обороны. В марте 1899 на "Ермаке" М. перешёл из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев
льды Финского зал., затем совершил поход в Ревель. В июне - августе того
же года совершил на "Ермаке" два пробных арктич. рейса, проник к С. от
Шпицбергена до 81°21' с. ш. В 1901 плавал в Баренцевом м. в тяжёлых ледовых
условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и сев.-зап. берегу Новой
Земли. С 1899 гл. командир Кронштадтского порта. В труде "Без парусов"
(1903) разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в
мирное время. После начала рус.-япон. войны 1904-05 назначен 1(14) февр.
командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февр. (8 марта) прибыл в Порт-Артур.
Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре
погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине. В 1913 в Кронштадте
М. сооружён памятник (работы Л. В. Шервуда).
С. О. Макаров.
Т. Ф. Макарова.
Дж. Макдивитт.


Соч.: О непотопляемости судов, "Морской
сборник", 1875, Mb 6; Разбор элементов, составляющих боевую силу судов,
СПБ, 1894; Об исследовании Северного Ледовитого океана, СПБ, 1897; "Ермак"
во льдах, ч. 1 - 2, СПБ, 1901; Броненосцы или безбронные суда?, СПБ, 1905;
Океанографические работы, М., 1950.


Лит.: С. О. Макаров. Документы,
т. 1 - 2, М., 1953; Врангельф. Ф., Вице-адмирал С. О. Макаров. Биографические
очерки, ч. 1-2, СПБ, 1911-13; К р ы л о в А. Н., Вице-адмирал Макаров,
М., 1944; Еремеев Л. М., Адмирал Макаров, М.- Л., 1939. Л. М. Еремеев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я