Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > "ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ ", философское произведение Ф. Энгельса,
посвящённое вопросу об отношении марксистской философии к одному из её
теоретич. источников - классической нем. философии, в особенности к учению
Г. Гегеля и Л. Фейербаха; содержит систематич. изложение
основ диалектич. и историч. материализма. Написано в нач. 1886 по поводу
книги дат. философа К. Н. Штарке "Людвиг Фейербах" (Штутгарт, 1885). В.
И. Ленин считал, что наряду с "Манифестом Коммунистической партии" и "Анти-Дюрингом"
"Л. Ф. ..." является "...настольной книгой всякого сознательного рабочего"
(Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 43).


В 1-й гл. книги, говоря о филос. революции
в Германии, Ф. Энгельс характеризует гегелевскую философию как завершение
классич. нем. философии и всего прежнего филос. развития, как один из теоретич.
источников марксизма, и описывает процесс разложения гегелевской школы.
Анализируя противоречие между революц. и консервативной сторонами гегелевской
философии, между её диалектич. методом и догматич. системой, он показывает,
что её ист. значение и революц. характер заключались в разработке диалектики.


Во 2-й гл., раскрывая сущность материализма
и идеализма, Ф. Энгельс определяет основной вопрос философии как
вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого
вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение
философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике
агностицизм,
указывает
на роль обществ, практики в познании, на зависимость развития философии
от развития науки и материального производства. Критикуя недостатки метафизич.
материализма, он характеризует ограниченность франц. материализма 18 в.:
механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.


В 3-й гл. подвергается критике идеалистич.
понимание истории у Л. Фейербаха, как оно проявляется в его философии религии
и этике. 4-я глава содержит очерк осн. положений диалектич. материализма
и в особенности материалистич. понимания истории. Возникновение диалектич.
материализма явилось революц. переворотом в философии. Ф. Энгельс показывает
превращение диалектики в материалистич. диалектику и материализма в диалектич.
материализм, последовательно распространённый также и на понимание общества
и его истории. Материалистич. диалектику он определяет как науку об общих
законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает
её противоположность метафизике. Ф. Энгельс отмечает, что в познании взаимной
связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия: открытие
клетки, превращения энергии и дарвинизм. Переходя к анализу общества и
законов его развития, Ф. Энгельс характеризует деятельность людей как отличит,
черту обществ, развития, раскрывает действительные, материальные движущие
силы истории, к-рые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает
причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики
и политики, базиса и надстройки, даёт филос. анализ государства, права,
философии, религии; указывает на изменение предмета философии в ходе её
развития.


"Л. Ф. ..." был первоначально напечатан
в теоретич. журнале герм, социал-демократии "Die Neue Zeit" (Штутгарт,
1886, № 4-5), а затем издан отд. брошюрой с предисловием Ф. Энгельса (датировано
21 февр. 1888) и с приложением "Тезисов о Фейербахе" К. Маркса (Штутгарт,
1888). В 1889 в петербургском журн. "Северный вестник" (№ 3-4) под
назв. "Кризис философии классического идеализма в Германии" был напечатан
рус. перевод Г. Ф. Львовича с многочисл. отступлениями от текста оригинала.
В 1892 в Женеве группа "Освобождение труда" издала полный рус. перевод
Г. В. Плеханова, 2-е изд. с его предисловием вышло там же в 1905. В 1894
в парижском журн. "L'Ere nouvelle" (№ 4-5) был напечатан франц. перевод
Л. Лафарг, просмотренный Ф. Энгельсом. В 1892 в Болгарии вышел болг. перевод
(с русского), в 1899 во Львове укр. перевод, в 1902 в Риме итал. перевод,
в 1903 в Чикаго англ, перевод. "Л. Ф. ..."- одно из наиболее распространённых
произведений марксизма, издавался почти во всех европ. и во мн. др. странах
на десятках языков. В СССР "Л. Ф. ..." был издан отд. книгой 121 раз на
33 языках (народов СССР и иностр.) общим тиражом 4806 тыс. экз. (данные
на 1 янв. 1971).


Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] И. Блоху,
21-22 сент. 1890, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 396; его
же, [Письмо] В. Я. Шмуйлову, 7 февр. 1893, там же, т. 39, с. 22; его же,
[Письмо] В. Боргиусу, 25 янв. 1894, там же, с. 176; Плеханов Г. В., Письмо
Ф. Энгельсу, 25 марта 1893, в кн.: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная
Россия, М., 1967, с. 648 - 649; Ленин В. И., Три источника и три составных
части марксизма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 43 (см. также Справочный
том, ч. 2, с. 351); Розенталь М., О произведении Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах
и конец классической немецкой философии", М., 1952; Баллер Э. А., Произведение
Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии",


М., 1960; Билецкий E. E., У истоков марксистской
философии, М., 1965; Покровская В. И. и СвинцовВ. И., О работе Ф. Энгельса
"Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", М., 1965. Г.
А.
Багатурия.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я