ЛУНАЧАРСКИЙ

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич
[11(23).11.1875, Полтава, -26.12.1933, Ментона, Франция], советский гос.
деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик,
искусствовед, акад. АН СССР (1930). Чл. Коммунистич. партии с 1895. Род.
в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского
самообразования нелегальной общеученич. орг-ции в Киеве (1892), вёл пропаганду
в рабочих кружках. В 1895 - 98 - в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс
философии и естествознания в Цюрихском ун-те; изучал труды К. Маркса, Ф.
Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма 18 в. и
немецкой идеалистической философии 19 в.; сблизился с группой "Освобождение
труда".
С 1898 вёл революционную работу в Москве; в 1899 арестован,
сослан в Калугу, затем переведён в Вологду, Тотьму (1900-04). Конец 19
- начало 20 вв. для Л. - период внутренне противоречивого процесса выработки
марксистского мировоззрения и увлечения идеали-стич. философией Р. Авенариуса,
что позднее нашло отражение и в его филос. взглядах и эстетич. воззрениях:
с одной стороны, подчёркивание роли субъективных и биологич. факторов,
влияние эмпириокритицизма ("Основы позитивной эстетики", 1904), с другой
- выдвижение на первый план социальных, классовых критериев ("Марксизм
и эстетика. Диалог об искусстве", 1905). После 2-го съезда РСДРП (1903)
большевик. В ссылке вёл пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодич.
изданиях. В 1904 Л. по предложению В. И. Ленина уехал за границу, вошёл
в состав редакций большевистских газ. "Вперёд", "Пролетарий"; активно
участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под рук. Ленина, к-рый высоко
ценил лит. и пропагандистский талант Л. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал
с докладом о вооруж. восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906).
Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910)
конгрессах 2-го Интернационала. В 1904-07 Л. играл большую роль в борьбе
за революц. тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали
серьёзные философские разногласия, к-рые в годы реакции 1908-10 углубились.
Л. вошёл в группу "Вперёд", стал участником фракц. партшкол на о.
Капри и в Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал
идеи богостроительства ("Религия и социализм", т. 1-2, 1908- 1911;
"Атеизм", 1908; "Мещанство и индивидуализм", 1909). Политич. и философские
заблуждения Л. были подвергнуты Лениным острой критике в работе "Материализм
и эмпириокритицизм".
Однако в эстетике Л. оставался последовательным
защитником реализма, критиком декадентства,
сторонником связи искусства
с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства
("Задачи социал-демократического художественного творчества", 1907; "Письма
о пролетарской литературе", 1914; ст. о пьесах М. Горького и др.).

А. В. Луначарский.


В период 1-й мировой войны 1914- 1918 -
интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к "межрайонцам",
вместе с к-рыми на 6-м съезде РСДРП(б) (1917) принят в партию. В окт. дни
1917 выполнял ответств. поручения Петрогр. ВРК. После Окт. социалистич.
революции, в 1917-29 нарком просвещения. В годы Гражд. войны 1918-20 уполномоченный
РВС Республики на фронтах и в прифронтовых р-нах. С сент. 1929 пред. Учёного
к-та при ЦИК СССР. С 1927 зам. главы сов. делегации на конференции по разоружению
при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат 8, 10,
11, 13, 15, 16-го съездов партии.


Человек энциклопедич. знаний, выдающийся
теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург,
публицист и оратор, Л. внёс огромный вклад в дело создания социалистич.
культуры. С его именем неразрывно связаны формирование сов. школы, системы
высшего и профтехобразования, перестройка науч. учреждений, театра, кино,
издательского дела. Вместе с Н. К. Крупской, М. Н. Покровским и др. разрабатывал
осн. вопросы теории и практики нар. образования. Л. много сделал для сплочения
старой интеллигенции вокруг Сов. власти и Коммунистич. партии, для создания
новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности
большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция
и революц. народ, взаимоотношения партии, гос-ва и иск-ва, задачи и методы
парт, руководства художеств, сферой, значение культурного наследства для
лит-ры и иск-ва победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат
является единств, наследником всех культурных ценностей прошлого, давая
отпор нигили-стич. левачеству, Л. тесно связывал вопросы освоения художеств,
наследия с проблемами пролет., социалистич. иск-ва и лит-ры. Л. был первым
крупным теоретиком и критиком сов. иск-ва. Он сыграл большую роль в становлении
и развитии марксистской эстетики и художеств, критики, внёс огромный вклад
в борьбу за. идейное богатство и художеств, многообразие социалистич. иск-ва.
В статьях и речах Л. впервые высказаны верные оценки мн. сов. художников,
лит. групп и художеств, течений. В работах Л. острые социально-политич.
характеристики сочетаются с тонким эстетич. анализом произв. иск-ва. Л.
одним из первых указал на значение для всего иск-ва ленинских гносеологических
и историч. принципов, систематизировал высказывания Ленина о лит-ре ("Ленин
и литературоведение", 1932) и обосновал новый метод сов. иск-ва ("Социалистический
реализм", 1933). Встречи Л. с зарубежными художниками способствовали сплочению
прогрессивных художеств, сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р.
Роллана, А. Барбюса, Б. Шоу, Б. Брехта и других художников Запада, Л. "был
всеми уважаемым послом советской мысли и искусства" (Роллан) за рубежом.


Работы последних лет свидетельствовали
о пересмотре Л. на основе ленинизма отд. ошибочных сторон его философско-эстетич.
воззрений. Л.- автор работ по истории революц. и философской мысли ("Карл
Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения. 1818-1918", 1918;
"От Спинозы до Маркса", 1925; "Барух Спиноза и буржуазия", 1933; ст. о
Н. Г. Чернышевском, 1928). Перу Л. принадлежат пьесы "Королевский брадобрей"
(1906), "Фауст и город" (1918), "Канцлер и слесарь" (1921) и др. Мемуарные
работы "Рассказы о Ленине" (1959) и др. содержат яркие личные воспоминания
об Окт. революции 1917. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской
стены.


Соч.: Собр. соч. Литературоведение. Критика.
Эстетика, т. 1-8, М., 1963-67; О театре и драматургии, т. 1-2, М., 1958;
В мире музыки, М., 1958; О народном образовании, М., 1958; Статьи и речи
по вопросам международной политики, М., 1959; О кино, М., 1965; Силуэты,
М., 1965; Об изобразительном искусстве, т. 1 - 2, М., 1967; Воспоминания
и впечатления, М., 1968; Неизданные материалы, "Литературное наследство",
т. 82, М., 1970 (есть библиогр. указатель); Статьи о советской литературе,
2 изд., М., 1971; В. И. Ленин и А. В. Луначарский, "Литературное наследство",
т. 80, М., 1971; Об атеизме и религии, М., 1972.


Лит.: Луначарская-Розенель Н. А.,
Память сердца. Воспоминания, [2 изд.], 1965; К а и р о в И. А., А. В. Луначарский
- выдающийся деятель социалистического просвещения, [М., 1966]; Л и ф-ш
и ц М. А., Вместо введения в эстетику А. В. Луначарского, в кн.: Луначарский
А. В., Собр. соч. в 8 тт., т. 7, М., 1967, с. 587-613; Дементьев А. Г.,
Сац И. А., А. В. Луначарский и вопросы советской литературы, в кн.: История
русской советской литературы, т. 1- 1917-1929, М., 1967; Лебедев А. А.,
Эстетические взгляды А. В. Луначарского, 2 изд., М., 1969; Бугаенко П.
А., А. В. Луначарский и советская литературная критика, Саратов, 1972;
А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библиографический указатель,
1902-1963, сост. Муратова К. Д., Л., 1964. А. ф. Ермаков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я