ЛУБОК

ЛУБОК народная картинка, произведение
графики
(преим.
печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового
распространения. Л. свойственны простота техники, лаконизм изобразит, средств
(грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный
эффект, тенденция к развёрнутому повествованию (серии Л., лубочные книжки-картинки),
нередко - взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Л.,
исполняемый, как правило, непрофессионалами, является видом
народного
творчества,
но к Л. обычно относят и произв. профессиональной графики,
заимствующие отд. лубочно-фольклорные приёмы. Древнейшие Л. появились в
Китае и исполнялись первоначально от руки, а с 8 в.- в гравюре на дереве.
Европ. Л., в к-ром осн. техниками являются ксилография, гравюра на меди
(с 17 в.), литография (19 в.), известен с 15 в.; его становление связано
с такими видами позднесредневековой массовой изобразит, продукции, как
бумажные иконки, распространявшиеся на ярмарках, в местах паломничеств.
Религ. образы в Л., теряя свой иератизм, приобретали оттенок наглядно-нравоучительной
занимательности. В годы социально-революционных движений Л. использовался
как публицистич. оружие (таковы "летучие листки" времён Крестьянской войны
и Реформации в Германии, Л. эпохи Великой франц. революции и др.); повествуя
об ист. событиях, баталиях, диковинных явлениях природы, Л. выполнял функции
средств массовой информации. Своеобразен русский Л. 18 в., отличающийся
декоративным единством композиции (порою рождающей впечатление подлинной
монументальности) и раскраски, независимостью от приёмов профессиональной
графики. В 19 в. к образам Л. всё чаще обращались мастера профессионального
иск-ва, или непосредственно его имитировавшие (в России, напр., А. Г. Венецианов,
И. И. Тере-бенёв, И. А. Иванов - авторы раскрашенных офортов, посвящённых
Отечеств, войне 1812), или вдохновлявшиеся отд. его приёмами и темами (Ф.
Гойя, О. Домье, Г. Курбе). Яркой красочностью отличается вост. Л. (китайский,
индийский), первоначально нередко имевший магич. смысл. В сов. иск-ве приёмы
Л. были творчески использованы В. В. Маяковским и др. для создания плакатов
и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной для иллюстрирования детских
книг.


Лит.: Ровинский Д. А., Русские народные
картинки, т. 1-5 (текст) и 1-3 (атлас), СПБ, 1881; Алексеев В. А., Китайская
народная картинка, М., 1966; Лубок. [Альбом], М., 1968; Duchartre P. L.
et Saulnier R., L'imagerie populaire, P., 1926.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я