ЛОНДОН

ЛОНДОН (London), Большой Лондон
(Greater London), столица Великобритании, гл. экономич., политич. и культурный
центр страны. Один из крупнейших по численности населения городов мира.
Расположен в центре т. н. Лондонского басе, (на вые. 5 м
над ур.
м.), на равнине, окружённой с С., В. и Ю. меловыми куэстовыми грядами,
на обоих берегах эстуария р. Темзы, впадающей в Северное м. Климат морской
с мягкой зимой и нежарким летом. Ср. темп-pa самого холодного месяца (января)
5,3 °С, самого тёплого (июля) 18,9 °С; осадков в среднем ок. 645
мм
в
год. Часты туманы, во время к-рых из-за загрязнённости воздуха над Л, образуется
дымная пелена (smog).


Административно (с 1964) собственно Л.
вместе с пригородами образует отдельную единицу - Большой Л. (за счёт терр.
соседних графств), состоящий из 32 столичных округов (районов) и Сити.
Пл.
1,8 тыс. км2. Нас. 7,4 млн. чел. (1971).


В конурбации Большого Л. сосредоточено
ок. 1/7 населения Великобритании. Конурбация продолжает расширяться в пределах
пригородной зоны, т. н. мет-рополитенского пояса. В этом поясе после 2-й
мировой войны 1939-45 построено 8 новых городов-спутников (Бэзилдон, Брэкнелл,
Кроули, Стивенедж, Уэлин-Гарден-Сити, Харлоу, Хатфилд, Хемел-Хемпстед),
предназначенных для переселения части населения и перемещения пром. предприятий
из переуплотнённых центр, кварталов конурбации. Прирост населения здесь
самый высокий в стране; в 1951-71 оно увеличилось на 53%. В то же время
численность населения Большого Л. с сер. 20 в. стала сокращаться (8,2 млн.
чел. в 1951, 7,8 млн. чел. в 1961). В Большом Л. живёт 1/10 всех иммигрантов
Великобритании. На Большой Л. приходится 1/6 экономически активного населения
страны (4,3 млн. чел. в 1966), такая же доля занятых в пром-сти, св. 1/4
- на транспорте и в связи, св. 2/5 - в финанс. учреждениях и банках, св.
1/5 в торговле и 1/5 - в сфере обслуживания.



Городское управление.
Общегородской
орган управления - Муниципальный совет Большого Л. в составе 100 выборных
советников и до 16 олдерменов, кооптируемых советом. Советники избираются
на 3 года, срок полномочий олдерменов - 6 лет (каждые 3 года половина их
состава переизбирается). Муниципальный совет ежегодно избирает председателя
и вице-председателя, образует постоянные комитеты, наблюдающие за работой
департаментов и пр. подразделений адм. аппарата совета.


Столичные округа и Сити имеют собственные
муниципальные органы. Муниципальные советы округов состоят из выборных
советников и олдерменов. Муниципалитет Сити состоит из трёх подразделений,
именуемых судами: общего собрания, олдерменов и общего совета. В суд общего
собрания входят лорд-мэр, шерифы, олдермены и примерно 70 "гильдейских
старшин", занесённых в список фрименов (представителей различных компаний,
обосновавшихся в Сити). Олдермены и советники избираются по 25 избирательным
округам постоянными жителями и налогоплательщиками Сити, причём олдермены
- пожизненно, а советники - на 1 год. В состав суда общего совета входят
лорд-мэр Сити, избираемый судом олдерменов, н 159 советников.


Большинство функций управления осуществляется
Муниципальным советом Большого Л. и советами столичных округов. Нек-рые
вопросы (напр., пожарная охрана, скорая помощь) относятся исключительно
к компетенции гор. муниципалитета, вопросами социального обеспечения, библиотек,
санитарного надзора и т. п. занимаются советы округов. Для управления водоснабжением
и лондонским портом созданы особые органы, не подчинённые гор. властям;
столичная полиция подчиняется непосредственно Министерству внутр. дел.

ЛОНДОН. Центральная часть 1 Собрание
Уоллес 2 Политехнический институт Центрального Лондона 3 Британская академия
4 Королевская академия искусств 5 Научный музей 6 Британский музея естественной
истории 7 Геологический музей 8 Музей Виктории и Альберта 9 Вестминстерское
аббатство 10 Вестминстер-холл 11 Резиденция премьер-министра 12 Банкетный
зал 13 Улица Уайтхолл 14 Площадь Трафальгар-сквер 15 Национальная галерея
16 Национальная портретная; галерея 17 Церковь Сент-Мартин-ин-зе-Филдс
18 Сомерсет-хаус 19 Церковь Сент-Мэри-ле-Стрэнд 20 Собор св. Павла .21
Церковь Сент-Мэрн-ле-Боу 22 Резиденция лорд-мэра (Меншон-хаус) 23 Английский
банк 24 Королевская биржа 25 Церковь Сент-Бартоломыо- -зе-Грейт 26
Тауэр 27 Совет Большого Лондона 28 Ройял Фестивал-холл 29 Саутуоркский
собор 30 Мост Вестминстер 31 Мост Ватерлоо 32 Лондонский мост 33 Доки Сент-Кэтрин
Территория римского города




Исторический очерк. До рим. завоевания
Британии (40-60-е гг. н. э.) на терр. совр. Л., видимо, существовало кельтское
поселение. В период рим. господства Л. (Londinium) вначале - воен. лагерь,
затем - речной и морской порт; с сер. 4 в. значит, политич. центр рим.
Британии. Во время англо-сакс. завоевания (5- 6 вв.) Л. был разрушен,
но вскоре восстановлен и в нач. 7 в. стал важным торг, и политич. центром.
Накануне нормандского завоевания Англии в Л. насчитывалось ок. 20 тыс.
жит. После нормандского завоевания (1066) расширились торг, связи Л., появились
ремесл. цехи и купеческие гильдии. В кон. 11 - нач. 12 вв. Л. стал офиц.
столицей Англии. В кон. 12 в. ему было предоставлено самоуправление. В
ср.-век. Л. неоднократно происходили волнения и восстания горожан против
богатой гор. верхушки и королев, администрации (1196 и др.); часть ремесленников
и гор. бедноты Л. присоединилась к восстаниям Уота Тайлера (1381) и Джэка
Кэда (1450). В сер. 15 в. население Л. составляло примерно 50 тыс. чел.,
в сер. 16 в.- 80 тыс., в 1666 - уже ок. 500 тыс. чел. В 16 в. с развитием
капиталистич. отношений в Л. возникли крупные торг, компании; в 1571 открылась
лондонская биржа. Лондонский порт, через к-рый в 17 в. проходило 2
англ, торговли, стал приобретать мировое значение.


Нар. массы Л. сыграли огромную роль в Английской
буржуазной революции 17 века.
Пром. переворот и превращение Великобритании
в главную пром., торг, и колон, державу обусловили (начиная с кон. 18 в.)
значение Л. как крупнейшего в мире мор. порта, торг, и финанс. центра.
Вместе с тем в ходе пром. переворота центр тяжести англ, пром-сти переместился
в др. р-ны, богатые углём и жел. рудой. К нач. 19 в. нас. Л. превысило
1 млн. чел., а п 1881 составило 4,7 млн. чел. С начала эпохи империализма
Л. как мор. порт, торг, и финанс. центр был оттеснён Нью-Йорком на 2-е
место.

Лондон. Миниатюра из рукописи 15 в.


В годы 1-й мировой войны и после
её окончания в Л. получили развитие новые отрасли пром-сти: металлообр.,
ма-шиностроит., автомоб., авиац., электро-технич. и др. Во время 2-й мировой
войны 1939-45 (особенно в 1940 и в 1-й пол. 1941) Л. подвергся массированным
налётам нем.-фаш. авиации (30 тыс. чел. погибло и св. 50 тыс. ранено).
В этот период началась перестройка пром-сти Л., резко расширилась воен.
пром-сть, особенно авиац., а также химич. и др. отрасли.


Л.- крупный центр рабочего движения. В
1792 было создано Лондонское "корреспондентское об-во" (см. "Корреспондентские
общества").
Л. являлся одним из очагов и гл. центров чартистского движения
(см. Чартизм). В 1847 в Л. проходили 1-й и 2-й конгрессы Союза коммунистов;
в 1864 основан 1-й Интернационал. 4 мая 1890 (в первое воскресенье мая)
рабочие Л. провели первую демонстрацию в ознаменование Дня меж-дунар. солидарности
трудящихся. В 1900 в Л. основана Лейбористская партия.


В 19 - нач. 20 вв. в Л. протекала деятельность
революц. эмигрантов из мн. стран. В Л. жили и работали К. Маркс (в 1849-83;
на Хайгетском кладбище находятся могила и памятник Марксу) и Ф. Энгельс
(в 1870-95), мн. участники Парижской Коммуны 1871, В. Либкнехт, Л. Кошут,
Дж. Мадзини и др. Рус. революц. эмиграцию в Л. во 2-й пол. 19 в. представляли
А. И. Герцен, издававший в 1857-65 вместе с Н. П. Огарёвым "Колокол",
П. А. Кропоткин, С. М. Степняк-Кравчинский и др. В апр. 1902 в Л., где
стала издаваться "Искра", впервые прибыл В. И. Ленин. В 1903 здесь при
руководящем участии Ленина завершилась работа 2-го съезда РСДРП. Под руководством
Ленина в Л. проходили 3-й съезд РСДРП (1905) и 5-й (Лондонский) съезд РСДРП
(1907).


В Л. получило особый размах массовое движение
солидарности с Сов. Россией под лозунгом "Руки прочь от России!". 10 мая
1920 лондонские докеры отказались грузить оружие, предназначенное для войны
против Страны Советов. 31 июля - 1 авг. 1920 в Л. состоялся учредит, съезд
компартии Великобритании. Рабочие Л. активно участвовали во Всеобщей стачке
1926. После 2-й мировой войны 1939-45 Л. неоднократно становился ареной
забастовочной борьбы (стачки докеров, работников гор. транспорта, железнодорожников,
машиностроителей, судостроителей, муниципальных служащих), к-рая особенно
усилилась в нач. 70-х гг.; рабочие Л. активно участвовали в массовых стачках
против антипрофсоюзного законодательства (1970-73).


Л.- крупнейший в Великобритании центр движения
за мир. В течение ряда лет проводились "походы мира" в Л. из воен. н.-и.
атомного центра в Олдер-мастоне. В Л. начиная с 1949 созывались нац. конгрессы
и конференции в защиту мира. Л.- место многих дипломатич. встреч, совещаний
и междунар. конференций. Л. А. Зак.



Экономика. Большой Л.- крупнейший
пром. центр, дающий 1/6 продукции (условно-чистой) обрабатывающей пром-сти
страны. Развитие большинства отраслей связано с обеспечением потребностей
населения столицы, с обработкой импортного сырья и материалов, поступающих
через лондонский порт, с обилием рабочей силы различной квалификации, а
также с н.-и. работой в новейших областях знаний.

Таблица I

К ст. Лондон. 1. Общий вид центра города
со стороны р. Темзы. Слева - здание парламента (1840 - 68, архитекторы
Ч. и Э. Бэрри). 2. Ковентри-стрит - одна из главных улиц города. 3. Пиккадилли-сёркус
- одна из центральных площадей города. 4. Грин-парк. 5. Жилой комплекс
Голден-лейн в Сити. 1953-57. Архитекторы А. Чеймберлин, Дж. Пауэлл, К.
Бон.

Таблица II

К ст. Лондон. 1. Замок Тауэр. С 11 в.
2. Церковь Олл-Сентс. 1849-59. Архитектор У. Баттерфилд. 3. Квартал Камберленд-террас
в Риджентс-парке. 1826. Архитектор Дж. Нэш. 4. Собор св. Павла (Сент-Пол).
1675-1710. Архитектор К. Рея. а. Капелла Генриха VII в Вестминстерском
аббатстве. 1503-19. в. Церковь Вестминстерского аббатства. 1245-1745. 7.
Центр искусств. 1967. Архитектор X. Беннет и др. 8. Здание редакции журнала
"Экономист". 1964. Архитекторы А. и П. Смитсон.


Структура промышленности





























































Основные отрасли



Доля в общем

количестве занятых в пром-сти

(1966), %


Доля в условно-чистой
продукции пром-сти

(1963), %


Машиностроение


42,0


44,7


Бумажная и полиграфическая


12,7


11,6


Пищевая


9,0


15,8


Швейная


7,5


4,5


Химическая


5,9


4,7


Деревообрабатывающая


5,0


7,6





Ок. 4/5 занятых в пром-сти (1966) приходится
на 5 осн. индустриальных р-нов: Центральный (зап. и сев. окружение Сити;
20% занятых в пром-сти города), где размещается крупная полиграфич., швейная,
мебельная пром-сть, произ-во науч. аппаратуры, контрольно-измерит. приборов,
станков, оборудования для полиграфич., швейной пром-сти, а также ювелирное
дело; Притемзенский (близ причалов порта; 11% занятых) - разнообразная
пищ., химич. пром-сть, цв. металлургия, произ-во кабеля, судоремонт, автостроение
(з-д "Форда"), ниже по течению - нефтепереработка и нефтехимия; Северный
(долина реки Ли; 13% занятых) - швейная, мебельная, химич. пром-сть, электротехника,
в т. ч. произ-во радиотелевизионной аппаратуры, электроламп; Северо-Западный
(вдоль путей, связывающих Большой Л. с Мидлендом; 23% занятых) - новые
отрасли, гл. обр. электротехника и электроника, авто-авиационная и станкостроение;
Юго-Западный (в долине р. Вандал и вдоль коммуникаций, к Кройдону; ок.
10% занятых) - электротехника, станкостроение, произ-во науч. и контрольно-измерит.
приборов.


Большой Л.-трансп. узел страны. Важный
международный центр авиалиний [аэропорты Лондон (Хитроу) на 3. и Га-туик
к Ю. от Л.]. Лондонский порт -один из крупнейших в мире по грузообороту
(66,7 млн. т в 1970). Порт вытянулся на 50 км вниз по Темзе;
имеет 5 систем закрытых доков-бассейнов (первый построен в 1669). Ввоз
в 5 раз больше вывоза. Ввозятся нефть, продовольствие, лесоматериалы, разнообразное
сырьё и полуфабрикаты, бумага и раз личная пром. продукция; вывоз пром.
продукции конурбации и др. районов страны. На лондонский порт приходится
1/4 каботажных перевозок Великобритании (гл. груз - кам. уголь).В Л. самый
старый метрополитен в мире (строился в 1860-63).


В Л. сосредоточены разнообразные финансово-банковские,
торг, учреждения, гл. управления многих брит, и междунар. монополий и иностр.
филиалов, фондовая и товарные биржи. Здесь совершаются крупные торг., финанс.
и мн. др. деловые операции. Н. М. Польская.



Архитектура. В отличие от др. крупных
городов, Л. не развивался из единого центра, а формировался путём слияния
самостоятельных городов и поселений; в связи с этим его архит. облик весьма
многообразен. Историч. центрами Л. являются: средоточие политич. жизни
города - Вестминстер
[где расположены Вестминстерское аббатство,
дворцы Ба-кингемский и Сент-Джеймсский (с 16 в.), Банкетный зал (Банкетинг-хаус;
1619- 1622, арх. И. Джонс; илл. см. т. 4, табл. XXXV, стр. 432-433), Вестминстерский
дворец (парламент), новый Вестминстерский собор] и Сити - деловая часть
Л., где расположены банки, биржи, конторы крупнейших монополий. К Сити
примыкает р-н Тауэр-Хамлетс с замком Вильгельма Завоевателя - Тауэром -
бывшей резиденцией английских королей, затем тюрьмой для политич. заключённых
(древнейшая часть Тауэра -"Белая башня", около 1078-85). Границы Сити в
основном совпадают с пределами римского города (сохранились остатки римских
укреплений, фундаменты храмов и терм); здесь находятся: романская церковь
Сент-Бартоломью-зе-Грейт (осн. в 1123), романо-готическая церковь храмовников
Сент-Мэри (12-13 вв.), ратуша (Гилд-холл; ок. 1411-40; перестроена в 1788-
1789, арх. Дж. Данс Младший). На 3. Сити расположен комплекс "Подворья
юристов" - Темпл (сохранились холл, фахверковые ворота, 16-17 вв.). Из
старых построек, находящихся вне этих центров, примечательны готич. Саутуорк-ский
собор (Сент-Сэвьор; 13-15 вв.) и дворец Хэмптон-корт (с 1515; поздне-готич.
холл - 1531-36, илл. см. т. 4, вклейка к стр. 449; вост. и юж. крылья -
1689-94, арх. К. Рен). Р-н Сити застраивался бурно и беспорядочно, неоднократно
предпринимавшиеся с 16 в. попытки упорядочения его градостроит. структуры
(напр., проекты реконструкции после пожара 1666, арх. К. Рен, Дж. Эвелин)
игнорировались. На территории Вестминстера расположены кварталы Уэст-Энда
с особняками, отелями, гл. торговыми улицами, колледжами, музеями и увеселит,
заведениями, к В. от Сити - Ист-Энд, р-н доков и рабочих кварталов, отличающихся
скученностью застройки и почти полным отсутствием зелени. Примеры ансамблевого
стр-ва прошлых эпох сохранились преим. в аристократич. Уэст-Энде: такова
предпринятая в эпоху классицизма и отмеченная строгим единством и монументальностью
общего замысла (иногда - органич. связью с парковыми комплексами) застройка
р-нов Риджентспарк, Риджент-стрит, Оксфорд-сёркус, Парк-кресент (все -
между 1812-30, арх. Дж. Нэш), Адельфи, Портлендплейс, Фицрой-сквер (все
- между 1768-1800, арх. бр. Р. и Дж. Адам; сохранились фрагментарно); такова
и застройка мн. кварталов-типовыми "террас-хаусами" 2-й пол. 19 в. Из отдельных
памятников классицизма: церкви К. Рена (Сент-Мэри-ле-Боу, 1670-80, илл.
см. т. 4, табл. XXXV, стр. 432-433, и многие др.) и Дж. Гиббса (Сент-Мэри-ле-Стрэнд,
1714-17; Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, 1722-26), собор св. Павла (Сент-Пол;
1675-1710, арх. К. Рен); госпитали в Гринвиче (1616-1728, арх. И. Джонс,
К. Рен и Дж. Ванбру; илл. см. т. 2, табл. IX, стр. 128-129) и Челси (1694,
арх. К. Рен; илл. см. т. 3, табл. XXXIII, стр. 592), резиденция лорд-мэра
Меншон-хаус (1739-53, арх. Дж. Данс Старший), Сомерсет-хаус (1776-86, арх.
У. Чеймберс). В стиле позднего классицизма и неоклассицизма - Английский
банк (1788-1833, арх. Дж. Соун; сохранился фрагментарно), Брит, музей (1823-47,
арх. Р. и С. Смёрк; илл. см. т. 3, табл. XXI, стр. 304-305; т. 4, стр.
39), биржа (1841-44, арх. У. Таит), Совет Большого Лондона (1911-22, арх.
Р. Нотт), Британник-хаус (1924-27, арх. Э. Лаченс); неоготич. сооружения
- здание парламента (в Вестминстере), церкви - Олл-Сентс (1849-59, арх.
У. Бат-терфилд) и Сент-Мэри-Абботс (1869- 1879, арх. Дж. Г. Скотт), Тауэрский
мост (1886-94, арх. Дж. Бэрри, X. Джонс). Эклектич. по формам вокзалы -
Кингс-Кросс (1851-52, арх. Л. Кабитт) и Сент-Панкрас (1868-74, арх. Дж.
Г. Скотт, У. Барло). Интересные образцы современной архитектуры: редакция
"Дейли экспресс" (1932, арх. X. О. Эллис и Кларк), мед. центр в Финсбэри
(группа "Тектон", 1939), Королевский концертный зал (Рой-ял-фестивал-холл;
1949-51, арх. Р. Мэтью, Л. Мартин; илл. см. т. 4, табл. XXXV, стр. 432-433),
Нац. совет профсоюза докеров, аэровокзал (оба 1956,арх. Ф.Гибберд), конторское
здание Кэстрол-хаус (1959, арх. Голлинс, М. Уорд и др.), амер. посольство
(1960, амер. арх. Э. Сааринен), небоскрёб компании "Виккерс" (1962, арх.
Р. Уорд), редакция журнала "Экономист" (1964, арх. А. и П. Смитсон), центр
иск-с (1967, арх. X. Беннет). В 20 в. в пределах Большого Л. созданы жилые
комплексы, в стр-ве к-рых были осуществлены совр. концепции города-спутника,
реализованы новаторские методы ландшафтной архитектуры: таковы выстроенные
по инициативе Э. Хоуарда экспериментальные города-сады (Уэлин-Гарден-Сити,
с 1920, арх. Л. де Суассон, и др.) и созданные на основе плана Большого
Л., составленного Л. П. Аберкромби (1944), города-спутники (Стивенедж,
с 1946, илл. см. т. 7, табл. XIII, стр. 208-209 и стр. 213, т. 9,
табл. XXIX, стр. 256-257; Харлоу, с 1946, арх. Ф. Гибберд и др., илл. см.
т. 4, табл. XXXV, стр. 432-433). Стихийное разрастание самого Л., хаотичность
застройки, трансп. затруднения, а также обширные разрушения, причинённые
2-й мировой войной 1939-45, обусловили необходимость урегулирования планировки
города, однако посвящённые этому проекты (центр Сити, 1947, арх. Ч. Холден,
У. Холфорд; р-н собора св. Павла, 1956, арх. У. Холфорд) не были осуществлены
(или были осуществлены лишь частично). Стр-во изолированных жилых микрорайонов
смешанного характера (блоки Хайпойнт в Хайгете, 1933, группа "Тектон";
кварталы - Холфилд в Паддингтоне, 1949-56, арх. Л. Дрейк, Д. Лэсден; Чёрчилл-гар-денсвПимлико,
1947-55, арх.Ф. Пауэлл, И. Мойя; Голден-лейн в Сити, 1957, арх. П. Чеймберлин
и др.; Олтон в Роухемп-тоне, 1951-59, арх. X. Беннет, Р. Мэтью и др., илл.
см. т. 4, стр. 448) не затрагивает градостроит. структуру Л. в целом.



Учебные заведения, научные и культурные
учреждения. В Л. находятся: Лондонский университет, Ун-т Сити,
Политехнич. ин-т Сити, Политехнич. ин-т Центр. Л., Королев, академия драматич.
иск-ва, Королев, академия музыки, Лондонская академия музыки и драматич.
иск-ва, Школа королев, балета, Королев, академия танца; Лондонское королевское
общество,
Королев, академия иск-в, Брит, академия, объединяющая учёных
в области гуманитарных наук, Королев, ин-т Великобритании, а также большое
количество науч. об-в и науч. учреждений во всех областях науки, техники,
иск-ва; одна из крупнейших в мире Библиотека Британского музея, Нац.
науч.-технич. б-ка, крупные б-ки прин-тах; более 30 музеев, в т.ч. Британский
музей,
Научный музей, Брит, музей естественной истории, Геологич. музей,
Виктории
и Альберта музей,
Музей Лондона, Нац. галерея, Нац. портретная галерея,
Брит, театр, музей, Тейт галерея, Имперский воен. музей, Нац. мор.
музей и мн. др. Работает ок. 80 театров (1973) (театр, здания арендуются
различными труппами). Ведущие драматич. коллективы: Нац. театр (работает
в помещении театра "Олд Вик"), филиал Королев, шекспировского театра (в
театре "Олдуич"), "Инглиш стейдж компани" (в театре "Ройял Корт"), "Мермейд
тиэтр"; оперно-балетные театры - "Ковент-Гарден" и "Сэдлерс-Уэллс"; крупнейшие
концертные залы - Ройял фестивал-холл и Ройял Альберт-холл.


Лит.: Энгельс Ф., Положение рабочего
класса в Англии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 263-310;
Керженцев П. М., Лондон, 2 изд., М. -П., 1923; Семенов В. М., По ленинским
местам в Лондоне, М., 1960; Воронихина Л. Н., Лондон, [Л.], 1969; Польская
Н. М., Особенности роста и заселения пригородной зоны Лондона, "Вестник
МГУ. Серия 5. География", 1970, № 3; Иконников А. В., Лондон, Л., 1972;
М i t-chellR. J. and Leys M. D. R., A history of London life, L., 1963;
E a d e s G. E., Historic Londt \, L., 1966; An encyclopaedia of London,
ed by W. Kent, L., 1951; London landmarks. A guide with maps to places
where Marx, Engels and Lenin lived and worked, 3 ed., L., [1963]; В i r
d J., The geography of the port of London, L., 1957; Hall P., The industries
of London since 1861, L., 1962; его же, London 2000, L., 1963; The geography
of greater London, ed. by R. Clayton, L., 1964; Greater London, ed. J.
T. Coppock and H. C. Prince, L., 1964; M a r t i n J. E., Greater London:
and industrial geography, L., 1966; Rayns A. W., The London region, L.,
1971; Rasmussen S. E., London: the unique city, L., 1937; P e v-s n e r
N., London (The buildings of England, v. 6, 12), Harmondsworth, 1952-57;
О 1-s e n D. J., Town planning in London. The eighteenth and nineteenth
centuries, New Haven, 1964; Trent C., Greater London, its growth and development
through 2000 years, L., 1965.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я