ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА

ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА художественная
школа Сев. Италии, сложившаяся (в архитектуре) на протяжении 8-10 вв. Превращение
христианства в офиц. религию лангобардов способствовало возникновению самостоят,
школы зодчества, сыгравшей решающую роль в становлении т. н. первого романского
стиля в Италии (см. Романский стиль). Образцом церковной архитектуры
Ломбардии становится 3-нефная базилика со слабовыраженным трансептом, с
криптой, благодаря к-рой алтарная часть оказывается приподнятой относительно
нефа, и отдельно стоящей прямоугольной в плане кампанилой; для романских
церквей Л. ш. характерны также строгое ритмич. членение интерьера, подчёркнутое
конструктивно наглядной системой сводчатых перекрытий, и тектонич. декор
наружных стен, состоящий из лопаток, аркатурных фризов и аркадных (т. н.
карликовых) галерей (церкви: Сант-Амброджо в Милане, основное строительство
- 11-12 вв., илл. см. т. 11, стр. 33; Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 12 в.,
илл. см. т. 4, стр. 539). Пышно расцветает иск-во резьбы по камню, где
орнаментально-плоскостное узорочье, ещё проникнутое традициями звериного
стиля,
к 12 в. сменяется более объёмными композициями, включающими
многочисленные жанрово-аллегорич., светские по духу мотивы (творчество
мастеров Николае, Бенедетто Антелами и др.). Образы готнч. архитектуры
получают на ломбардской почве своеобразную, подчёркнуто статич. интерпретацию,
зачастую приобретают чисто декоративный характер (Чертоза в Павии, с 1396;
Миланский собор, начат в 1386). Ренессансные постройки Л. ш. (арх. Филарете,
Г. Солари, Дж. А. Ама-део) отличаются обилием нарядных декоративных вставок;
получают развитие новаторские по решению внутреннего пространства архит.
композиции, особенно в раннем ("миланском") периоде творчества Браманте.
Джованнино де Г р а с с и. "Олень
и пантера". Серебряный карандаш, гуашь, белила. Конец 14 в. Городская библиотека.
Бергамо.

Капитель с изображением грифона(фрагмент).
Камень. 12 в. Церковь Сан-Микеле. Павия.



Живопись ломбардского треченто
и
раннего кватроченто, развивающаяся в рамках поздней (т. н. интернац.)
готики,
отмечена
хрупким изяществом форм и любовью к поэтически-непосредственным наблюдениям
над реальным миром (особенно примечательны миниатюры в рукописных "гербариях"
и "лечебниках" и анималнстич. рисунки Джованнино де Грасси). Значит, роль
в развитии ломбардской живописи кватроченто сыграл Пизанелло. Во 2-й пол.
15 в. в живописи Л. ш. усиливаются влияния флорентийского йск-ва и творчества
Мантеньи; в произв. мастеров этого времени преобладают пластич. ясность
композиции, смягчённость цветового строя, повышенный интерес к светотеневой
моделировке формы (В. Фоппа, Иль Бергоньоне, Брамантино, Браманте). В эпоху
Высокого
Возрождения
основополагающим становится воздействие иск-ва Леонардо
да Винчи; в кругу его миланских учеников возникают произведения, проникнутые
созерцательно-сентиментальным настроением (Дж. А. Больтраффио, Б. Лунни,
Амброджо де Предис, Ф. Мельци и др.). Сочетание традиций ломбардского кватроченто
с венецианскими и сев. влияниями приводит во 2-й четв. 16 в. к возникновению
отдельной брешанской школы. На протяжении 16 в. и в эпоху барокко
внутр. единство Л. ш. утрачивается.


Лит.: L'arte lombarda, Mil. (ежегодник,
выходит с 1955); Kingsley Porter A., Lombard architecture, v. 1 - 2, New
Haven. 1917; Arslan E., Architetti e sculto-ri del quattrocento, Como,
1959 (Arte e artisti dei laghi lombardi, I); Т о e s с a P., La pit-tura
e la miniatura nella Lombardia. Torino, 1966. М. Н. Соколов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я