ЛОКОМОБИЛЬ

ЛОКОМОБИЛЬ (франц. locomobile,
от лат. locus - место и mobilis - подвижной), паросиловая установка, состоящая
из объединённых в один агрегат парового котла, поршневой паровой машины
и вспомогат. устройств. Передвижные Л. (на колёсном ходу) имеют котёл паровозного
типа, мощность паровой машины 8,5-55 кет (12-75 л. с.). Л. работают насыщенным
или перегретым паром с давлением 1-1,2 Мн/м2 (10- 12 кгс/см2)
и выхлопом в атмосферу применяются преим. в с. х-ве. Стационарные Л.
(рис.) предназначены для небольших пром. предприятий и обычно служат для
привода генераторов электрич. тока. Котлы таких Л. выполняются с цилиндрич.
топкой и выдвижной системой дымогарных труб. Давление перегретого пара
ок. 1,5 Мн/м2 (15 кгс/см2); мощность машин 90-580
кет (125- 800 л. с.). Для предприятий, употребляющих пар для технологич.
целей (варки, сушки, отопления), применяют теплофикационные Л. с промежуточным
отбором пара или рассчитанные на противодавление до 0,35 Мн/м2
(3,5 кгс/см2). Топливом Л. служат различные отходы (опилки,
костра, щепа, лузга) или местное топливо (дрова, торф и др.). Достоинства
Л.- надёжность, нетребовательность к качеству воды и топлива, большой срок
службы, простота монтажа на месте. Недостатки - невысокая экономичность
и большая металлоёмкость. Производство Л. в СССР прекращено в 60-х гг.;
они заменяются более эффективными электрич. двигателями и двигателями внутр.
сгорания.


Лит.: Г а р ь к у ш а Г. Н., Ю ш
и- на А. Г., Теория, конструкция и расчёт локомобиля, М., 1952; Бобровский
Г. С., Локомобиль и его обслуживание, 6 изд., М.- Л., 1954.


Стационарный локомобиль СК-125; 1
- топка; 2 цилиндр паровой машины; 3 - маховик; 4 - паровой котёл.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я