ЛОКК

ЛОКК (Locke) Джон (29.8.1632,
Ринг- тон,-28.10.1704, Отс), английский философ-просветитель и политич.
мыслитель. Разработал эмпирич. теорию познания и идейно-поли- тич. доктрину
либерализма. Род. в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую
школу и колледж в Оксфорде, где затем был преподавателем; занимался эксперимент,
химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондонское королев,
об-во. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (графа
Шефтсбери) - видного обществ, деятеля времён Реставрации, Л. приобщается
к активной политич. жизни. Вслед за Шефтсбери, спасаясь от преследования
англ, пр-ва, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма
Оранского и после провозглашения его королём Англии возвратился в 1689
на родину. С 1691 жил в Отсе в поместье Мэшем, занимаясь в основном лит.
работой.


В центре философии Л. стоит его теория
познания, к-рую он строил в традиции англ, эмпиризма и материализма Ф.
Бэкона, противостоя картезианству, •кембриджским платоникам и университетской
схоластич. философии. На взгляды Л. оказали также влияние идеи П. Гас-
сенди, Р. Бойля, Т. Сиденхема и И. Ньютона. Гл. соч.- "Опыт о человеческом
разуме" (1690), над к-рым Л. работал около 20 лет, посвящено рассмотрению
происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Согласно Л.,
не существует врождённых идей и принципов - ни теоретических, ни практических
(нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание проистекает
из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего
(ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи,
напр., возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми
эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными,
с к-рыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения,
сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные
и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные
и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные.
Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны
с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение
идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых
ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется к концептуализму,
отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет
дело с номинальными сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных
истин, нашего собств. существования), демонстративное (положений математики,
этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее
оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию
Л. явный рациона- листич. элемент. К "Опыту..." примыкают соч. Л. "О пользовании
разумом" (опубл. 1706), "Исследование мнения отца Мальбранша о видении
всех вещей в боге" (1694), а также его ответы критикам-богословам Норрису
и Стиллинг- флиту. В письмах к последнему (1697- 1698) особый интерес представляют
мысли Л. о способности материальной субстанции к мышлению, о критериях
достоверного знания.


Выступая против религ. фанатизма
различных сект, Л. настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религ.
свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости (изд. в 1689, 1690,
1692 и 1706). В соч. "Разумность христианства" (1695) Л. в духе протестантизма
старался отделить "подлинное" учение Христа от последующих видоизменений.
Позиция Л. близка деизму и унитариям, однако он считает, что, поскольку
человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в
откровении, в приобщении к божеств, опыту "через его дух", без чего всякая
религия пуста.


Хотя Л. полагал, что этика может
быть наукой наподобие математики, и практиковал приёмы точного анализа
этич. терминов и пололсений, он не создал поел едоват. этич. теории. Свои
утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или увеличивает
удовольствие и уменьшает страдания, что в достижении этого и заключается
счастье, стремление к к-рому есть основание всякой свободы, Л. корректировал
определением морального добра как подчинения человеческих волевых акций
закону, коренящемуся в божеств, воле - "истинной основе морали". В благоразумном
и благочестивом сознании в конечном счёте достигается гармония между личными
и обществ, интересами.


Классич. трактатом по педагогике
стали "Некоторые мысли о воспитании" (1693), где Л. исходит из идей о решающем
влиянии среды на воспитание, необходимости учёта естеств. склонностей ребёнка,
формирования у него здорового тела и духа. Вначале ребёнок всецело находится
под влиянием родителей и воспитателей, к-рые должны быть для него примером;
по мере того как он взрослеет, он получает свободу. Относя "пользование
разумом", а следовательно, и плодотворное обучение к зрелому возрасту,
Л. считал, что к учению следует приступать лишь после того, как сформирован
характер ребёнка (притом в семье, а не в школе) и ему привиты основы морали.
Задачам, содержанию и методам схоластич. обучения Л. противопоставлял программу
образования, исходящую из потребностей делового бурж. общества. Оно должно
основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности.
Обучение древним языкам сводится к минимуму; подчёркивается важность изучения
родного языка. Наряду с новыми языками и математикой, особенно способствующей
развитию мышления, должно быть введено изучение географии, истории, основ
права и "естеств.философии".


Социально-политич. концепция Л. содержится
в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690). Первый трактат посвящён
опровержению феодально- патриархальных взглядов Р. Филмера на божеств,
право абсолютной королев, власти, второй - содержит теорию кон- ституц.
парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием
социально-политич. строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688-89.
Неизбежность института гос. власти Л. рисует с позиций теории естественного
права и общественного договора. В отличие от абсолютистской теории гос-ва
Т. Гоббса, по Л., правительству передаётся только нек-рая часть "естественных
прав" (отправление правосудия, внешних сношений и т. п.) ради эффективной
защиты всех остальных - свободы слова, веры и прежде всего собственности.
Чтобы предотвратить злоупотребления, законодательная власть в государстве
должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и "федеративной"
(внешних сношений), причём само правительство должно подчиняться закону
(см. Разделение властей*). Народ остаётся безусловным сувереном и имеет
право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответств. правительство.
В экономич. теории Л. придерживался принципов меркантилизма и трудовой
теории стоимости.


Идеи Л. сыграли огромную роль в истории
фил ос. и общественно-политич. мысли европ. Просвещения. Они оказали большое
влияние на англ, деистов Дж.Толанда и Дж.Пристли, на Вольтера, Кондильяка
(Франция) и в особенности на франц. материалистов 18 в.- Ламе- три, К.
Гельвеция и Д. Дидро, а также на англ, идеалиста Дж. Беркли и агностика
Д. Юма. Идеи Л. положили начало разработке ассоцианизма в психологии, на
теорию воспитания Л. опирались передовая педагогика 18 в. и утопич. социализм
нач. 19 в. Политич. философия Л., являющегося, по словам К. Маркса, "...классическим
выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность
феодальному" (М арке К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 371),
развивалась Ш. Монтескье и нашла отражение в политич. теориях франц. и
амер. бурж. революций.


Соч.: Works, 10 ed., v. 1-10, L.,
1801; Anessay concerning human understanding, ed. by A. C. Eraser, v. 1
- 2, Oxf., 1894; Second treatise of civil government, ed. by J. W. Gough,
L., 1946; Locke's educational writings, ed. by J. W. Adamson, Camb., 1922;
Essays on the law of nature, ed. by W. von Leyden, L., 1954; в рус. пер.-
Педагогические сочинения, М., 1939; Избранные философские произведения,
т. 1 - 2, М., 1960.


Лит.: Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч.,
2 изд., т. 2, с. 139 - 47; там же, т. 23 (см. Указатель); Серебренников
В., Учение Локка о прирождённых началах знания и деятельности, СПБ, 1892;
С у б б о- т и н А. Л., Принципы гносеологии Локка, "Вопросы философии",
1955, № 2; За п- ч е н к о Г. А., Философия Дж. Локка, М., 1959; Нарский
И. С., Философия Дж. Локка, М., 1960; Fox Bourne Н. R., The life of John
Locke, v. 1 - 2, L., 1876; G i b s о n J., Locke's theory of knowledge
and its historical relation. Camb.- N. Y., 1917; Gough J. W., John Locke's
political philosophy, L., 1950; В о n n о G., Les relations intellectuelles
de Locke avec la France, Berk.-Los Ang., 1955; Aaron R., John Locke, 2
ed., L., 1955; Y о 1- t о n J. W., John Locke and the way of ideas, Oxf.,
1956; Cronston M. W., John Locke; a biography, N. Y., 1957. А. Л. Субботин.


ДЖ. ЛОКК.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я