ЛОГИКА НАУКИ

ЛОГИКА НАУКИ в специальном
смысле дисциплина, применяющая понятия и технич. аппарат совр. логики к
анализу систем науч. знания. Термин "Л. н." часто употребляется также для
обозначения законов развития науки (логика науч. развития), правил и процедур
науч. исследования (логика исследования), учения о психологич. и методологич.
предпосылках науч. открытий (логика науч. открытия).


Л. н. как специальная дисциплина
начала развиваться во 2-й пол. 19 в. и окончательно оформилась в 1-й четв.
20 в. под влиянием идей Г. Фреге, Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Интенсивно
Л. н. занимались участники Венского кружка под рук. М. Шлика и члены Берлинского
об-ва науч. философии под рук. Г. Рей- хенбаха, а также др. философы, естествоиспытатели
и математики (К. Поппер, В. Дубислав и др.). Так как в подавляющем большинстве
они стояли на позициях неопозитивизма, то на протяжении многих лет было
широко распространено мнение, что Л. н. является специфически позитивистским
подходом к филос. и методологич. анализу науч. знания. Однако в действительности
неопозитивистская интерпретация Л. н. представляет собой частный вариант
её филос. истолкования.


В разработке совр. Л. н. активное
участие принимают философы и логики, стоящие на позициях диалектич. материализма,
а также представители неопозитивизма, прагматизма и неотомизма, философии
лингвистич. анализа и др. направлений. Интенсивные исследования по Л. н.
ведутся в СССР, США, Польше, Великобритании, ГДР, ФРГ и Италии. Круг осн.
проблем Л. н. охватывает: 1) изучение логич. структур науч. теорий; 2)
изучение построения искусств, (формализованных) языков науки; 3) исследование
различных видов дедуктивных (см. Дедукция) и индуктивных (см. Индукция)
выводов, применяемых в естеств., социальных и технич. науках; 4) анализ
формальных структур фундаментальных и производных научных понятий и определений;
5) рассмотрение и совершенствование логич. структуры исследоват. процедур
и операций и разработка логич. критериев их эвристической эффективности;
6) исследование логико-гносеологического и логико-методологического содержания
редукции научных теорий, процессов абстрагирования, объяснения, предвидения,
экстраполяции и т. п., наиболее часто применяемых во всех сферах научной
деятельности.


Важным средством логич. анализа систем
науч. знания является применение методов формализации. Преимущество метода
формализации заключается в том, что он позволяет выявить логич. связи и
отношения и точно фиксирует правила, гарантирующие получение наиболее достоверных
знаний из исходных посылок данной теории, выступающих после определённой
логич. обработки в качестве аксиом рассматриваемого формализма. В случае
дедуктивных теорий речь идёт о правилах необходимого следования. Дедуктивное
построение теории чаще всего встречается в математике, теоретич. физике,
теоретич. биология и в нек-рых других тяготеющих к ним науч. дисциплинах.
Правила
индуктивных теорий характеризуют различные формы вероятностного следования.
Индуктивные теории характерны для большинства эмпи- рич. наук, в к-рых
по тем или иным причинам возникают ситуации неопределённости, связанные
с неполнотой информации о связях, свойствах и отношениях исследуемых объектов.


Создание формализованных систем позволяет
исследовать ряд важнейших логич. свойств содержат, теорий, отображённых
в данном формализме. К ним прежде всего относятся непротиворечивость, полнота
и независимость исходных постулатов данной теории.


Обнаружение общности логич. структур
различных в содержательном смысле научных теорий открывает большие возможности
для перенесения идей и методов одной теории в область другой, для обоснования
возможности сведения одной теории к другой и выявления их общих понятийных
и методологических предпосылок. Это важно для унификации и упрощения систем
научного знания, особенно в условиях быстрого возникновения и развития
новых научных дисциплин.


Особое место в Л. н. занимают проблемы,
связанные с эмпирич. обоснованием и проверкой естественнонауч. и социальных
теорий и гипотез. Интенсивные исследования в этой области показали несостоятельность
раннего неопозитивистского принципа полной верифицируе- мости (см. Верификация),
так же как и критерия фальсифицируемости. Затруднения, возникшие в неопозитивистской
Л. н., привлекли внимание мн. логиков и философов к проблеме связи и взаимодействия
логич. структур со структурами предметно-экспериментальной прак- тич. деятельности,
что обусловило целый ряд новых подходов к Л. н. Этим в значит, степени
объясняется наметившийся среди зарубежных логиков интерес к принципам теории
познания диалектич. материализма.


Особый интерес приобретают исследования
по логич. семантике, посвящённые изучению смыслов и значений теоретич.
и эмпирич. терминов в языках различных наук. Обнаружение того, что т. н.
предикаты, с помощью к-рых выражаются понятия и формулируются законы определённых
научных теорий, не сводятся исчерпывающим образом к предикатам наблюдения,
фиксирующим результаты непосредств. науч. наблюдений и экспериментов, выдвинуло
целый ряд сложных проблем. Важнейшими среди них являются проблемы логич.
анализа словарей различных наук, правил перевода языка теории на язык наблюдений,
исследования взаимодействия и соотношения естеств. и искусств, языков и
т. д. В связи с этим особую важность приобретают работы по изучению семантики
общенауч. терминов, таких, как "система", "структура", "модель", "измерение",
"вероятность", "факт", "теория" и т. д. Многозначность и различные способы
их употребления, обнаружившиеся в связи с быстрым развитием кибернетики,
структурной лингвистики, теории систем и т. п., делают логико-методологич.
анализ важнейшей предпосылкой эффективной реорганизации и эвристич. полезности
подобных понятий.


Последний период (с кон. 50-х гг.)
был переломным для развития Л. н. не только вследствие осознания принципиальной
ограниченности её неопозитивистской интерпретации, но также и в силу того,
что в этот период были сделаны наиболее значит, шаги для распространения
идей и методов логич. анализа на область социальных наук. Интенсивные исследования
ведутся в сфере изучения языка, структур и правил рассуждения правовых,
этич. и отчасти социологич. теорий. Достигнуты значит, результаты в логике
решений, логике норм и оценок, логике систем и т. д. В этих отраслях совр.
Л. н. широкое распространение находят технич. и понятийные средства тех
разделов символич. логики, к-рые принято называть неклассическими (различные
виды многозначных логик, модальные логики, логика вероятностных и ста-
тистич. рассуждений и т. п.). Однако применение Л. н. к ряду обществ, дисциплин
наталкивается на значит, трудности, связанные, с одной стороны, со сложностью
закономерностей и теоретич. структур этих наук, а с другой - с недостаточной
разработанностью или отсутствием адекватного математич. аппарата. Поэтому
дальнейшее развитие Л. н. требует усиления исследований в области символической
логики во всех её разнообразных видах.


В СССР исследования по Л. н. наиболее
интенсивно ведутся в институтах философии АН СССР, АН УССР, АН Груз. ССР,
на философских ф-тах Московского, Ленинградского и Тбилисского университетов.


Лит.: Проблемы логики научного познания,
М., 1964; Логика научного исследования, М., 1965; Зиновьев А. А., Основы
логической теории научных знаний, М., 1967; его же, Логика науки, М., 1971;
К о п- н и н П. В., Логические основы науки, К., 1968; Попович М. В., О
философском анализе языка науки, К., 1966; его же, Лопка i наукове шзнання,
К.,1971; Ра- китов А. И., Анатомия научного знания. (Популярное введение
в логику и методологию науки), М., 1969; его же, Курс лекций по логике
науки, М., 1971; Smart Н. R., The logic of science, N. Y.- L., 1931; Northrop
F. S. C., The logic


of the sciences and the humanities,
N. Y., 1948; Popper K. R., The logic of scientific discovery, N. Y., 1959;
Harre R., An introduction to the logic of the sciences, L.- N. Y., 1966;
Durbin P. R., Logic and scientific inquiry, Milwaukee, 1968. А. И. Рахитов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я