ЛИ ХВАН

ЛИ ХВАН (псевд.- Тхвеге и
Тхведоон) (1501, Онгери, пров. Кёнсан- Пукто, -1570), корейский мыслитель
и литератор, один из крупнейших теоретиков сунского конфуцианства. Был
придворным учёным; после "гонения на учёных" (1545) уехал в провинцию.
Филос. взгляды Л. X. изложены в соч. "Общий свод учения о „ли" в периоды
Сун, Юань и Мин", "Толкование „Книги перемен" для юношества", "Извлечения
из сочинений Чжу Си" и др. Истинным Л. X. считал только учение кит. конфуцианца
Чжу Си, а буддизм и даосизм - ересями. Отстаивал учение о примате идеального
первоначала "ли" над материальным "ци"; в гносеологии, в противовес концепции
Ван Ян-мина о "единстве знания и действия", выдвинул идею о том, что "знание
предшествует действию". Теория Л. X. о "четырёх посто- янствах" как проявлении
идеального "ли" и "семи эмоциях" как проявлении материального "ци" была
предметом полемики среди кор. конфуцианцев в течение трёх веков. Суть этих
учений сводилась к утверждению "врождённого характера" норм феод, этики.
Л. X. разработал проект сельской общины как органа местного самоуправления,
направленный на консервацию феод, порядков. Во многом содействовал распространению
идей Чжу Си в Корее и Японии. Последователи Л.Х. образовали идеалистич.
направление "чурипха" в кор. философии. Неоднократно переиздававшиеся соч.
Л. X. ("Тхвеге чип", 68 кн.) стали с 16 в. официальной идеологич. доктриной
правящей династии Ли (до её падения в 1910). Л. X. известен и как литератор,
автор большого числа стихов на кит. яз. и про- заич. соч.


Лит.: Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль,
Ким Чхан Вон, История корейской философии, т. 1, М., 1966,с. 158- 178;
Тягай Г. Д., Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М.,
1971; Хён Сан Юн, Чосон юхан са, Сеул, I960, с. 83-103; Пак Чон Хон, Тхвеге
ёнгу, Сеул, 1965. Л. Р. Концевич.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я