ЛИФТ

ЛИФТ (от англ, lift - поднимать),
стационарный подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением
кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте. Прообразы
Л. имелись в Др. Риме ещё в 1 в. до н. э., упоминания о Л. относятся к
6 в. (Египет), 13 в. (Франция), 17 в. (Англия, Франция). Первые пасс. Л.
в России были построены в сер. 18 в. (Царское Село, усадьба Кусково). В
1793 в Зимнем дворце был установлен винтовой пасс. Л. конструкции И. П.
Кулиби- на. Л. с паровым, гидравлич., а затем электрич. приводом появились
в связи с развитием многоэтажного домостроения в сер. 19 в. (напр., в 1852
был построен Л. в США). Механизмом подъёма Л. служили лебёдки, гидроцилиндры
со штоками и грузовые винты. В 1880 в Германии Л. Сименс построил первый
Л. с электрич. приводом и реечным механизмом подъёма; к нач. 20 в. получил
большое распространение электропривод с канатной тягой. Различают Л. грузовые
(общего назначения и специальные- магазинные, тротуарные и др.) и пассажирские
(обычные и скоростные). См. табл.


Основные технические характеристики
лифтов в СССР








































































Тип лифта


Грузоподъёмность,
кг


Номинальная
скорость, м/сек


Высота подъёма,
м


Грузовой


100-3200


0,17-0,5


5,2-45


Пассажирский


320-1600
(4- 20чел.)


0,7 -4


45-150


В нек-рых конструкциях Л. скорость движения
кабин достигает 7 м/сек при вместимости до 260 чел., напр. Л. телевизионной
башни Моск. телецентра в Останкине.


Осн. требования, предъявляемые к
Л.,- безопасность, надёжность, плавность разгона, движения и торможения,
точность остановки кабины. Работа Л. не должна сопровождаться высоким уровнем
шума и вызывать помехи теле- и радиоприёму.


Устройство Л. показано на рис. 1.
Подвешенная на канатах кабина перемещается в проходящей через всё здание
шахте. Подъёмный механизм Л.-лебёдка, устанавливаемая в верхней или нижней
части здания. Вертикальное положение кабины фиксируют скользящие или роликовые
башмаки, к-рые при движении кабины перемещаются по укреплённым на стенах
шахты неподвижным направляющим. Кабины и противовесы для безопасности подвешиваются
не менее чем на двух параллельно работающих канатах. Равномерное натяжение
канатов обеспечивают пружинные или балансир- ные подвески.


Л. в зависимости от их назначения,
высоты подъёма, расположения лебёдок, планировки и конструкции зданий имеют
различные кинематич. схемы (рис. 2). Осн. группы Л.: с непосредственной
подвеской кабины и противовеса, с поли- спастной подвеской кабины и противовеса,
выжимные с полиспастной подвеской кабины.


Устройства, обеспечивающие безопасную
эксплуатацию Л.,-ловители кабины и ограничители скорости, к-рые останавливают
кабину при превышении скорости на 15% и более либо при обрыве или ослаблении
канатов. Широко распространены клиновые ловители (рис. 3). При срабатывании
механизма включения клинья поднимаются вверх и прижимаются к направляющим.
При дальнейшем спуске кабины происходят самозатягивание клиньев и остановка
кабины. Ловитель связан с ограничителем скорости, центробежное стопорное
устройство к-ро- го затормаживает шкив с канатом, когда кабина достигает
предельной скорости. При последующем движении кабины ловители приводятся
в действие системой тяг.


Осн. тип привода Л. массового применения
- электрический на переменном токе. Наиболее распространена система привода
с двухскоростным асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором,
к-рая позволяет значительно снижать скорость и обеспечивает точную остановку
кабины. Для точной остановки кабин грузовых Л. с монорельсом применяют
микропривод. В конструкциях Л. со скоростями более 1 м/сек используют специальные
системы электропривода на постоянном или переменном токе, к-рые имеют больший
диапазон регулирования скорости при постоянном ускорении.


Управление электроприводом Л. (пуск,
разгон, замедление, остановка, изменение направления движения) осуществляется
пускорегулирующей аппаратурой. Безопасность пользования Л. обеспечивают
средства автоматич. защиты и блокировок, электрич. и механич. устройства.
При необходимости Л. оборудуют автоматич. дверями, световой сигнализацией,
а также двусторонней связью кабины с диспетчерским пультом, обслуживающим
одновременно неск. Л. Управление Л. в зависимости от места установки аппаратуры
бывает внутренним- из кабины, наружным - с посадочной площадки, смешанным.
Часто применяют т. н. собирательное управление. Оно позволяет регистрировать
вызовы с этажных площадок и команды из кабины, а затем выполнять их в соответствии
с последовательностью расположения этажей при движении кабины вверх и вниз.


В в-ысотных зданиях эффективность
использования Л. увеличивается при безостановочной доставке пассажиров
через ряд этажей на определённый уровень сначала скоростным, а затем на
более высокие этажи обычным Л.


Обществ, и адм. здания с большим
перемещением пассажиров оборудуются системами парного или группового управления
Л. (от трёх до шести). Такие системы предназначены для организации авто-
матич. совместной работы Л. при максимальной производительности и минимальном
времени ожидания. Утренний, дневной и вечерний режимы работы могут быть
заданы диспетчером или установлены автоматически в зависимости от направления
и напряжённости потока движения пассажиров.


Типовые конструкции обычных и скоростных
пасс. Л., грузовых Л. применяют для обслуживания доменных печей, нефтеперераб.
з-дов, телебашен и др. Основные параметры Л., размеры кабин, шахт, машинных
и блочных помещений регламентированы ГОСТами, на основе данных к-рых увязывают
механические и строительные части установок, разрабатывают серии унифицированных
пассажирских и грузовых Л., обеспечивающих любое архитектурно-планировочное
решение зданий.


Лит.: Павлов Н. Г., Лифты и подъёмники,
М.- Л., 1965; Бродский М. Г., Вишневецкий И. М., Г р е и м а н Ю. В., Ремонт,
модернизация и эксплуатация лифтов, 2 изд., М., 1968; Электрооборудование
лифтов. Каталог-справочник, в. 1-2, М., 1968-69; Монтаж и эксплуатация
лифтов, М., 1969. Е. М. Стариков.


Рис. 1. Схема пассажирского лифта:
1- машинное помещение; 2 - лебёдка; 3 - рабочие канаты; 4 - подвеска; 5
- ловители; 6 - кабина; 7 - отводка; 8 -башмак; 9- шахта; 10 - направляющие
кабины; 11- направляющие противовеса; 12 - противовес; 13 - буфер; 14 -
приямок; 15 - натяжной блок; 16 - канат ограничителя скорости; 17-ограничитель
скорости; 18 - магнитная станция.


Рис. 2. Кинематические схемы лифтов:
а и б - с нижним расположением лебёдки; виг - с верхним расположением лебёдки;
д и е - с верхним расположением лебёдки и противовесом; ж - с нижним расположением
лебёдки и противовесом; з и и - с верхним расположением лебёдки с канатоведущим
шкивом и контрблоком; к - выжимного; л - с полиспастной подвеской кабины
и противовеса.


Рис. 3. Схема клинового ловителя:
я - положение клиньев до включения ловителей; б - положение клиньев после
включения ловителей: 1 - балки каркаса; 2 - башмаки; 3 - клинья; 4 - тяги
механизма включения ловителей; 5 - направляющая.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я