ЛИТОГРАФИЯ

ЛИТОГРАФИЯ (отлито... и ...график),
способ печати, при к-ром оттиски получаются переносом краски под давлением
с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение,
выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании
таким способом.Л. явилась прообразом плоской печати. Печатной формой в
Л. служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для
воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на
к-рун> нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским
карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного
на спец. литографской бумаге - корнпапире. После химич. обработки камня,
последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краске производится
печатание. Л. изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером; им же в 1806
была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские
были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. Л.
широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и
многоцветных эстампов (печатаемых с неск. камней), книжных иллюстраций,
геогр. карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д.
Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных
оттисков - на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились
аналоги, модификации Л.: автолитография, хромолитография, фотолитография,
олеография, литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. 20 в. Л. стала интенсивно
вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё пром. значение,
Л. остаётся станковой техникой создания художеств, эстампов, осн. видом
к-рой является автолитография. Д. П. Татиев. Специфич. язык художеств.
Л. оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма. К Л. обращаются
живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистич.
и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раф-
фе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты
(А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение
во Франции, а также в Англии получает видовая Л. Крупнейшим мастером романтич.
Л. был Э. Делакруа, выполнивший неск. иллюстративных серий по мотивам произв.
И. В. Гёте и У. Шекспира; для его техники характерны процарапывание фона,
резкие контуры, тонкие растушовки. Наиболее распространённым жанром раннего
периода истории Л. была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), к-рая
после Июльской революции 1830 сменяется политич. и социальной карикатурой
(Гранвиль, Щ. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистич. заострённость образов,
виртуозное использование особенностей техники отличают литогра- фич. серии
О. Домье, виднейшего мастера Л. сер. 19 в., оказавшего значит, воздействие
на её дальнейшее развитие. В области бытовой карикатуры работали мн. мастера
Л., из к-рых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В Германии особенная жизненная
убедительность характерна для листов А. Менцеля. Л. занимает большое место
в творчестве мн. ла- тиноамер. художников 1-й пол. 19 в.- представителей
костумбризма. В России в 1-й пол. 19 в. техника Л. привлекает крупных графиков
и живописцев - А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и
его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820-30-е гг. интерес рус. художников
обращён преим. кпейзажу (С.Ф. Галактионов, А.П. Брюллов, А. Е. Мартынов,
К. П. Бег- гров). В сер. 19 в. появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский)
и нравственно-сатирич. листы (М. Л. Не- вахович и В. Ф. Тимм); их традиции
продолжают во 2-й пол. 19 в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П.
М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.


С 1840-х гг. в иск-ве Л. заметен
известный упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой
ксилографией. Новый подъём иск-ва Л. происходит с кон. 1860-х гг. Во Франции
Э. Мане находит новые художеств, возможности Л., полнее выявляя фактуру
материала; к Л. часто обращаются в этот период мастера импрессионизма -
О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется
также в нем. (Л. Коринт, М. Либерман, М. Сле- фогт) и амер. (Дж. Уистлер)
Л. В кон. 19 в. заметный след в Л. оставляют символизм и стиль "модерн"
(О. Редон, Э. Карьер во Франции; Ф. Ропс в Бельгии; Э. Мунк в Норвегии).
Особое место в Л. на рубеже 19-20 вв. занимает цветной эстамп, часто используемый
в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции).
Традиции Домье продолжаются в со- циально-критич. листах Ж. Л. Форена и
Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнг- вина в Англии, К. Кольвиц в Германии.
В России в последней трети 19 в. новый интерес к Л. проявился в основном
в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценках И. Е. Репина,
портретах В. А. Серова. С кон. 1900-х гг. в области литографич. пейзажа
работают К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-е гг. с литографиями
и литографированными книгами выступают Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.


После 1-й мировой войны 1914-18 ряд
серий и отд. листов, выражавших резкий социальный протест, создают нем.
экспрессионисты - М. Бекман, Ж. Грос, Э. Бар- лах; в 30-е гг. активная
антифаш. направленность характерна для литографий Кольвиц. В 20 в. Л. становится
очень разнообразной в своих выразит, возможностях. Она включает в себя
всю широту интонаций - от тонкого лиризма и глубоко филос. образов до публицистич.
страстности в пропаганде освободит, идей. К Л. обращались и обращаются
крупные мастера 20 в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О.
Кокош- ка в Австрии, X. Эрни в Швейцарии, X. Т. Рихтер в ГДР, О. Дике в
ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мук-
ки в Италии, Д. Сикейрос, П. О'Хиг- гинс в Мексике и мн. др. Сов. Л. представлена
творчеством М. В. Добужин- ского (образы Петрограда), В. А. Вата- гина
(анималистич. сюжеты), Г. С. Верейского (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедевой
и П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (ню), Б. М. Кустодиева, Е.
И. Чарушина, М. С. Ро- дионова, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича
(книжные иллюстрации) и др.


Лит.: Фридлендер М., Литография.
Пер. с нем. С приложением очерка- Воинов В. В., Литография в России, Л.,
1925; Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943; его же, Русская
литография XIX в., М., 1953; Суворов П. И., Искусство литографии, 3 изд.,
М., 1952; [Г е р ц е н б е р г В. Р.], Современный советский эстамп, М.,
1960; Флекель М. И., Искусство и полиграфия, М., 1963; Никанчикова Е. А.,
Попова А. Л., Технология офсетной печати, М., 1966; 50 лет советского искусства-
Графика. [Альбом], М., [1966]; Fennel Е. R., Lithograph and lithographers,
L., 1915; Mayer R., Die Lithographic. Eine Ein- fuhrung, Dresd., [1955].
Е. С. Левитин.


А. Д. Литов ч е н к о. "Итальянский
посланник Кальвуччи срисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича"<.
1889.
Харьковский художественный музей.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я