ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА [лат. lit(t)eratura,
букв.- написанное, от lit(t)era - буква] , один из основных видов искусства
- искусство слова. Термином "Л." обозначают также любые произведения человеч.
мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обществ, значением;
так, различают Л. научную, публицистич., справочную, эпистолярную и др.
Однако в обычном и более строгом смысле Л. называют произведения художественной
письменности. Термин "Л." (или, как говорили раньше, "изящная Л." - В.
Г. Белинский) сложился сравнительно недавно; начал широко употребляться
лишь в 18 в. (вытеснив термин "поэзия", "поэтическое искусство", к-рый
ныне обозначает стихотворные произв. Л.). Он был вызван к жизни книгопечатанием,
к-рое сделало "литературную" (т. е. "б у к в е н- н у ю", предназначенную
для чтения) форму бытия иск-ва слова основной и, безусловно, господствующей;
раньше в силу, в частности, весьма ограниченного количества рукописных
книг иск-во слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения
и понималось как искусное осуществление "поэтического" действия средствами
особого "поэтического языка" ("Поэтика" Аристотеля, древние и ср.-век.
эстетич. трактаты Запада и Востока).


Л. в собств. смысле - как письменная
форма иск-ва слова - формируется и осознаёт себя с рождением "гражданского",
бурж. общества. Словесно-худо- жеств. творения прошедших времён также приобретают
в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существ, преобразование
в новом - не изустном, а читательском - восприятии. Одновременно происходит
разрушение нормативного "поэтического языка" - Л, вбирает в себя все элементы
общенар. речи, её словесный "материал" становится универсальным. Постепенно
в эстетике (в 19 в., начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто
содержательное, духовное своеобразие Л. и она осознаётся прежде всего в
ряду других (научных, филос., публицистич.) видов письменности, а не других
видов иск-ва. К сер. 20 в. утверждается, однако, синтетич. понимание Л.
как одной из форм художеств, освоения мира, как творч. деятельности, к-рая
принадлежит к иск-ву, но вместе с тем как такой разновидности художеств,
творчества, к-рая занимает в системе иск-в особое место; это отличит, положение
Л. зафиксировано в употребит, формуле "литература и искусство".


В марксистско-ленинском понимании
Л., как и все др. виды иск-ва, есть спе- цифич., художественно-образная
форма отражения, воспроизведения объективной действительности, род практически-духовного
освоения мира.


В отличие от остальных видов иск-ва
(живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), обладающих непосредственно
предметно-чувств. формой, творимой из к.-л. материального объекта (краска,
камень) или действия (движение тела, звучание струны), Л. создаёт свою
форму из слов, из языка, к-рый, имея материальное воплощение (в звуках
и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувств, восприятии,
а в интеллектуальном понимании. Т. о., форма Л. включает в себя предметно-чувств.
сторону - определённые комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причём, эти
моменты воспринимаются в той или иной мере и при чтении "про себя"); но
эта непосредственно чувств, сторона лит. формы приобретает реальное значение
лишь в её соотношении и взаимодействии с собственно интеллектуальными,
духовными пластами художеств, речи. Даже самые элементарные компоненты
формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только
в процессе понимания (а не непосредств. восприятия). Духовность, насквозь
проникающая Л., позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению
с другими видами иск-ва, возможности. "Поэзия есть высший род искусства.
Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой
деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется... Поэзия
выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина,
и определённое, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает
в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно
всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств" (Белинский
В. Г., Поли. собр. соч., т. 5, 1954, с. 7-8, 9).


Предметом иск-ва является человеческий
мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность
с точки зрения человека. Однако именно в иск-ве слова (и это составляет
его специ- фич. сферу) человек как носитель духовности становится прямым
объектом воспроизведения и постижения, гл. точкой приложения художеств,
сил. Качеств, своеобразие предмета Л. было замечено ещё Аристотелем, считавшим,
что фабулы поэтич. произведений связаны с мыслями, характерами и поступками
людей. Но лишь в 19 в., т. е. в преим. "литературную" эпоху художеств,
развития, эта специфика предмета Л. была вполне осознана. "Объект, соответствующий
поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый
материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать
его интересы и побуждения в их внутренней жизненности,- слово должно применяться
преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно
тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.
С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать
осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих
страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором,- всеобъемлющего
царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты
этого мира и всего божественного миропорядка" (Гегель Г., Эстетика, т.
3, М., 1971, с. 355).


Всякое художеств, произведение есть
акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет,
новое явление, "сделанное", сотворённое человеком, а также - нечто познанное,
открытое им. Эти функция - общения, созидания и познания, равно присущи
всем формам художеств, деятельности, но разным видам иск-ва свойственно
преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть
действительность мысли, в формировании словесного иск-ва, в выдвижении
Л. на особое, а в 19-20 вв.- даже на центр, место среди др. иск-в наиболее
полно выразилась гл. историч. тенденция развития художеств, деятельности
- переход от чувственно-практич. созидания к с м ы с- лосозиданию, к отображению
бытия в духовно-мыслит. формах. Расцвет Л. находится в определённой связи
с подъёмом познавательно-критического духа в эпоху нового времени. Л. стоит
как бы на грани иск-ва и умственно- духовной деятельности; именно поэтому
те или иные явления "Л. художественной" можно прямо сопоставить с философией,
публицистикой, историей, психологией и т. п.


Л. нередко называют "художественным
исследованием" или "человековедением" (М. Горький) - за проблемность, аналитичность,
пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В Л. более,
чем в пластич. иск-вах и музыке, художественно воссозданный мир предстаёт
миром осмысленным, аналитически высветленным и поднятым на высокую ступень
обобщения. Поэтому Л.- наиболее идееносное и и д е о л о- гичное из всех
иск-в. Л., образы к-рой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом
воображении, уступает др. иск-вам по силе чувств, воздействия, но "выигрывает"
с точки зрения всеохватывающего проникновения в "суть вещей". Гл. силу
лит. образа составляет не "наглядность" или "изобразительность", а особого
рода художественная диалектика - способность освещать одно через другое,
соотносить, сопоставлять, "стягивать" самые разнообразные явления, подчас
далёкие и разобщённые, улавливать их потаённые взаимосвязи. Л. делает это,
свободно оперируя "всеобщим эквивалентом" - словом, для к-рого нет преград
(см. Художественный образ).


Из духовной специфики Л. вытекают
присущие ей особенности художеств, коммуникации, передачи своих "сообщений".
Л. в максимальной степени апеллирует к работе эстетич. воображения, к усилиям
читательского сотворчества, ибо представленное лит. произведением художеств,
бытие может быть "явлено" только в том случае, если читатель, отправляясь
от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать,
заново творить это бытие. Л. Н. Толстой писал в дневнике, что при восприятии
подлинного иск-ва возникает "...иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю...
Произведение искусства только тогда истинное произведение искусства, когда,
воспринимая его, человеку кажется - не только кажется, но человек испытывает
чувство радости о том, что он произвел такую прекрасную вещь" (Толстой
Л. Н., О литературе, 1955, с. 598, 603).


В словах Л. Н. Толстого подчёркнуто
и то обстоятельство, что Л. в полной мере сохраняет роднящую её с др. видами
художеств, деятельности функцию созидания, в т. ч. воспитания художника
в самом читателе; лит. произведение есть "прекрасная вещь", хотя эта "вещь"
наделена своеобразным "знаковым" бытием. Писатель не рассказывает и не
размышляет о жизни, как это делают, напр., мемуарист и философ; он творит,
созидает художеств, мир точно так же, как и представитель любого иск-ва.
Процесс создания лит. произведения, его архитектоники и отд. фраз связан
с почти физ. напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников,
работающих с неподатливой материей камня, звука, человеч. тела (в танце,
пантомиме). Эта телесно-эмоциональная напряжённость не исчезает в готовом
произведении: лит. образ не только осознаётся, но и ощущается подобно восприятию
предметного или муз. образа; в нём закреплено творч. усилие, "преодолевающее"
материал, зафиксирован творч. "жест".


Словесная форма Л. (см. Речь художественная)
не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не "говорит"
(или "пишет"), но разыгрывает речь подобно тому, как актёр на сцене не
"действует" в прямом смысле слова, а разыгрывает действия. Художеств, речь
не "информирует", а создаёт последовательность словесных образов-"жестов".
Она сама становится действием, "бытием". Так, чеканный стих "Медного всадника"
словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряжённые, задыхающиеся
слог и ритм повествования у Ф. М. Достоевского делают как бы осязаемыми
духовные метания его героев. В итоге лит. произведение ставит читателя
лицом к лицу не с оголённой мыслью, а с художественной действительностью,
к-рую можно не только постигать, но и переживать, "жить", присутствовать
в ней. Художественный мир произведения Л.- это новый факт, новое явление
вечно творящей природы.


Классики марксизма-ленинизма в суждениях
об идеологич. и эстетич. характере иск-ва и Л. особо подчёркивали познавательные
и воспитательные функции Л. Для Ф. Энгельса наиболее существенным в творчестве
Бальзака было то, что он в своём "поэтическом правосудии" сумел подняться
на высоту "революционной диалектики" самой истории. В. И. Ленин видел в
творчестве Л. Н. Толстого "гениальное освещение" "великого народного моря,
взволновавшегося до самых глубин" (см. "О литературе, и искусстве", 1969,
с. 219, 227). Подлинное соответствие функциям Л. он находил в романе Н.
Г. Чернышевского "Что делать?": "Вот это настоящая литература, которая
учит, ведет, вдохновляет. Я роман „Что делать?" перечитал за одно лето
раз пять, находя каждый раз в этом произведении все новые волнующие мысли.
.."(там же, с. 651). Вместе с тем идеологи пролетариата ценили в иск-ве
"художническое", созидат. начало, эстетич. наслаждение, формотворч. процесс
и акт духовно-эмоционального общения. К. Маркс писал о "вечной прелести"
и вечном "наслаждении", к-рое доставляет антич. иск-во (см. К. Маркс и
Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). Ленин настаивал на том, что иск-во
"...должно объединять чувство, мысль и волю... масс, подымать их. Оно должно
пробуждать в них художников и развивать их" ("О литературе и искусстве",
1969, с. 663).


Художеств. Л. любой эпохи обладает
огромным многообразием. Прежде всего Л. делится на два осн. типа (формы)
- поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму- Несмотря
на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью
и имеется целый ряд переходных форм, осн. особенности каждого рода достаточно
определённы (см. Род литературный). В то же время в произведениях различных
родсв есть общность и единство. В любом произведении Л. так или иначе выступают
образы людей - характеры (или герои) в определённых обстоятельствах, хотя
в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.
Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств
называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения
и взаимодействия образов,- идеей художественной. В отличие от логич. идеи,
художеств, идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается,
напечатлевается на всех деталях художеств, целого. При анализе художеств,
идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображённой жизни и оценку
её, "no- знание и стремление (хотение)". Оценочный (ценностный) аспект,
или "идейно- эмоциональную направленность" называют тенденцией', в Л. социалистич.
реализма тенденция в широком смысле трактуется как партийность.


Лит. произведение представляет собой
сложное сплетение специфич. "образных" высказываний - мельчайших и простейших
словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя то
или иное отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют
жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамический
характер словесного иск-ва, в отличие от статич. характера изобразит, иск-в,
впервые осветил Г. Э. Лессинг ("Лаокоон, или О границах живописи и поэзии",
1766).


Отд. элементарные действия и движения,
из к-рых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние,
объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и
"речевые движения" - реплики героев и автора, к-рые воплощают либо известное
волеизъявление, либо опять-таки душевное движение. Цепь этих взаимосвязанных
движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения
сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие и конфликт,
фабулу и мотивировку, т е- м у и и д е ю. Сам же сюжет является содержательно-формальной
категорией или (как иногда говорят) "внутренней формой" произведения. К
"внутренней форме" относится и композиция.


Наконец, формой произведения в собств.
смысле является художеств, речь, последовательность фраз, к-рую читатель
воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не
означает, что художеств, речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна,
т. к. в ней-то и опредме- чен сюжет и тем самым всё содержание произведения
(характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея). Рассматривая строение
произведения, его различные "пласты" и элементы, необходимо сознавать,
что эти элементы можно выделить лишь путём абстракции: реально каждое произведение
представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения,
опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты
и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, её единой
содержательно-формальной природы.


В зависимости от своеобразия содержания
и формы произведение относят к тому или иному жанру (напр., эпич. жанры:
эпос, повесть, роман, рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху
развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее
соответствующие общему характеру данного времени (напр., главенствующее
место романа в Л. нового времени). Наконец, в Л. выделяют различные творческие
методы и стили. Определённые метод и стиль характерны для Л. целой эпохи
или направления; с др. стороны, каждый большой художник создаёт свои индивидуальные
метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления (см. Метод
художественный).


Л. (искусство слова) возникает на
почве устной нар. словесности (см. Народное творчество) в глубокой древности
- в период формирования государства, которое с необходимостью порождает
развитую форму письменности. Однако первоначально Л. не выделяется из письменности
в широком смысле слова. В древнейших памятниках письменности, таких, как
Библия, "Ма- хабхарата" или "Повесть временных лет", элементы словесного
иск-ва существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии,
зачатками естеств. и историч. наук, различного рода информацией, моральными
и практич. указаниями и т. п. Но синкретич. характер ранних литературных
памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетич. ценности, т. к. отразившаяся
в них ре- лиг.-мифологич. форма сознания была по своей структуре близка
к художественной.


Лит. наследие древнейших цивилизаций
- Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. образует своего рода
фундамент мировой Л. Эти Л. прекратили своё развитие, пережив молодость,
зрелость и смерть, ещё до нашей эры или в первые её столетия; языки, на
к-рых они создавались, перестали быть живыми. Однако созданные в древнем
мире художеств, ценности имели величайшее значение для тех "новых" Л. мира,
к-рые возникли в ср.-век. эпоху и развиваются до нашего времени. Библия,
поэмы Гомера, "Махабхарата", "Шицзин", драмы Эсхила, Аристофана, Плавта,
Калидасы, лирика Анакреонта, Горация, Катулла, Цюй Юаня, сатира Лукиана
и Петрония, нар. сатирич. книга "Панчатантра" заложили основу многообразных
форм литературного творчества, послужили своего рода образцом для последующего
развития мировой Л.


Вместе с тем Л. совр. народов Запада
и Востока, создавших новые гос-ва на развалинах древнего мира, формируются
самостоятельно, на почве самобытного фольклора. В средние века в Европе
складываются героич. поэмы и повести ("Песнь о Роланде", "Песнь о Нибелун-
гах", "Слово о полку Игореве" и т. п.), новые формы лирики и сатиры. Особенный
расцвет переживают в это время Л. Востока: создаются монументальные эпич.
повествования (инд. "Рамаяна", перс. "Шахнаме", кит. "Речные заводи", араб.
"Тысяча и одна ночь", япон. "Монога- тари", груз. "Витязь в барсовой шкуре"
ТТТ. Руставели и др.), творят великие лирические поэты - Бо Цзюй-и, Ли
Бо, Ду Фу в Китае, Саади, Хафиз в Иране, Мацуо Басе в Японии и т. д. Для
ср.-век. Л. характерны высокая степень обобщения средствами символа и аллегории,
своеобразная нормативность и постоянство (каноничность) художеств, средств,
неразвитость собственно личностного начала в творчестве, что определяло
монументальность эпоса и афористичность лирики, особенно в Л. Востока.


Следующий всемирно-историч. этап
в развитии Л. открывается эпохой Возрождения; для него характерен высочайший
расцвет Л. Зап. Европы. Данте, Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, У. Шекспир, М. де
Сервантес закладывают фундамент новой европ. Л.; этих художников нередко
рассматривают как основоположников реалистич. творчества. Обобщённость
их иск-ва неотделима от полнокровного воссоздания жизни, связь с художеств,
почвой коллективного, народного сознания не подавляет личностного содержания.


С эпохи Возрождения "Л. художественная"
начинает развиваться в рамках определённых направлений, обладающих известным
единством метода и стиля. Осн. из этих направлений, сменяющих друг друга
на протяжении 16-20 вв.,- барокко, классицизм, Просвещение, романтизм,
реализм, натурализм, символизм. В 20 в. получают распространение нереалистич.
и модернистские течения, мн. из к-рых захвачены декадентством, отражающим
глубокий кризис бурж. культуры (см. Модернизм). Однако сложившийся в 19
в. реалистический метод остаётся ведущим и в современной мировой Л.


Накануне 20 в. особую роль играет
русская Л., к-рая позже других вышла на мировую арену и сумела вобрать
в себя всемирный эстетич. опыт, глубоко обогатив его. В творчестве А. С.
Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского,
Л. Н. Толстого, А. П. Чехова складывается новый тип реалистич. творчества,
завоёвывается новая ступень народности и гуманизма. Крупнейшие писатели
20 в., напр. Т. Манн, Р. Тагор, Лу Синь, Акутагава, У. Фолкнер и др., многократно
признавали огромную роль рус. классики в становлении их иск-ва.


Продолжателем традиций рус. Л. выступил
М. Горький - основоположник социалистического реализма, сложившегося на
рубеже 20 в. в эпоху бурного созревания и грозного свершения социальных
революций и отражающего современный исторический процесс в свете идеалов
социализма. К Л. социалистич. реализма принадлежат такие представители
Л. 20 в., как В. В. Маяковский, Б. Брехт, Я. Гашек, М. А. Шолохов, П. Неруда
и др. См. также ст. Литературная критика, Литературоведение.


Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Об искусстве,
т. 1-2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969;
Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Аристотель, Об
искусстве поэзии, М., 1957; Б у а л о Н.. Поэтическое искусство, М., 1957;
Лессинг Г. Э., Лаокоон ..., М., 1957; Гегель Г., Эстетика, т. 3, М., 1971;
Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934; Литературные манифесты
французских реалистов, М., 1935; Русские писатели о литературе, т. 1-2,
Л., 1939; Белинский В. Г., Общее значение слова литература, Поли. собр.
соч., т. 5, М., 1954; его же, Идея искусства, там же, т. 4, М., 1954; Т
о л с т о и Л. Н., Об искусстве и литературе, т. 1-2, М., 1968; Достоевский
Ф. М., Об искусстве, М., 1973: ВеселовскийА. Н., Историческая поэтика,
Л., 1940; Горький М., О литературе, М., 1961; В е р л и М., Общее литературоведение,
пер. с нем., М., 1957; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд.,
М., 1971; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении,
[т. 1-3], М., 1962-65; Проблемы теории литературы и эстетики в странах
Востока, М., 1964; Дмитриева Н. А., Литература и другие виды искусства,
в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 4, М., 1967; Г а- ч е в Г.,
Жизнь художественного сознания..., ч. 1, М., 1972; Балухатый С., Теория
литературы. Аннотированная библиография, Л., 1929; Kayser W., Das sprachliche
Kunstwerk, 12 Aufl., Bern, 1967 (есть библ.); Wellek R., Warren A., Theory
of literature, N. Y., 1963 (есть библ.); Dictionary of world literary terms.
Forms. Technique. Criticism, ed. by Jozeph T. Shipley, Boston, 1970. В.
В. Кожинов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я