ЛИСТ

ЛИСТ (Liszt) Ференц (Франц)
(22.10. 1811, Доборьян, близ г. Шопрон, Венгрия,-31.7.1886, Байрёйт, Германия),
венгерский композитор, пианист, муз.- обществ. деятель. Игре на фп. в детстве
учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался
у К. Черни (фп.) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи
(композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 была пост, опера Л. "Дон Санчо,
или Замок любви" (жанр, в к-ром Л. ничего законченного больше не создал),
написаны его первые фп. соч.-12 этюдов, "Бравурное аллегро","Бравурное
рондо" и др. Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией
просветителей, романтич. поэзией и гл. обр. общение с Г. Берлиозом, Н.
Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетич. принципов
Л., к-рые нашли отражение в его муз. творчестве, а также в статьях, написанных
совм. с М. д'Агу (печаталась под псевд. Даниель Стерн). В своих демократич.
по духу лит. работах Л. ставил вопросы о положении художника в бурж. обществе,
о социальной значимости иск-ва, о программности в музыке и др. Л. приветствовал
Июльскую революцию 1830; под впечатлением революц. событий написал "Революционную
симфонию" (не оконч.), после восстания лионских ткачей (1834) - пьесу для
фп. "Лион". В 1838-47, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился
как пианист, обладавший мощным артистич. темпераментом, сочетавший блестящую
виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь
фп. игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фп.,
но и выработавший новые приёмы трактовки фп. Он придал оркестровое звучание
фп., расширил сферу его художеств, воздействия, превратив фп. из салонно-камерного
в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации
иск-ва. Реформаторские устремления Л. особенно ярко проявились в оперных
фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фп.-"Фантастической
симфонии" Берлиоза (1833), симфоний Л. Бетховена, увертюры "Вильгельм Телль"Дж.
Россини (1838), "Бравурных этюдов" по каприсам Паганини (1838), многих
песен Ф. Шуберта (1838-46); фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини,
Г. Доницетти, Дж. Мейербера, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Дж. Верди и др.


Во время гастролей в России (1842,
1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф.
Одоевским; он проникся любовью к рус. музыке, сделал транскрипции "Соловья"
А. А. Алябьева и "Марша Черномора" Глинки.


В кон. 1830-х гг. Л. создал ряд прославивших
его оригинальных произв. для фп.: "Альбом путешественника" (3 тетр., 1835-36),
12 больших этюдов (2-я ред. 1838, позднейшая переработка - "Этюды трансцендентного
исполнения", 1851), "Три сонета Петрарки" (1-я ред. 1839); "Пляску смерти"
(с орк.. 1838-59) и др. Велики достижения Л. и в симф. творчестве, расцвет
к-рого связан с первым, "веймарским периодом" (1848-61), когда, отказавшись
от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера
в Веймаре, он создал крупнейшие программные соч. для оркестра: "Фауст-симфонию"
(1854-57), "Симфонию к „Божественной комедии" Данте" (1855-56), 12 симф.
поэм (13-я - "От колыбели до могилы"- написана позднее, в 1881-82), в т.
ч. "Тассо. Жалоба и триумф" (по Гёте, 1849-54), "Прелюды" (по Страну и
Ламартину, 1848-54), "Мазепа" (по Гюго, 1851), "Идеалы" (по Шиллеру, 1857);
"Два эпизода из „Фауста" Ленау" ("Ночное шествие" и "Мефисто-вальс", ок.
1860) и др., а также ряд хоровых произв. Л. создал новый муз. жанр -программную
одночастную симф. поэму. Он воплотил в музыке "вечные образы" мирового
иск-ва (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художеств, задачей Л. было
приблизить муз. иск-во к передовым идеям времени; его привлекала сильная,
свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы. Претворяя
в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Л. стремился создавать
музыку образно-конкретную, действенную П тем самым более доступную. К про-
граммно-симф. произв. примыкают по замыслу крупнейшие фп.сочинения- соната
си-минор (1853), цикл пьес "Годы странствий" (1-й год -1836-54, 2-й год
- 1838-60, 3-й год -1867-77), осн. на впечатлениях от путешествий по Швейцарии
и Италии и на образах иск-ва, "Поэтические и религиозные гармонии" (1845-52).
В 1840-60-е гг. Л. создал 2 концерта (ок. 1849-56, 1839-61) и "Фантазию
на венг. нар. темы" (1852) для фп. с оркестром, а также др. соч. на венг.
темы, свидетельствующие о неразрывных творч. связях Л. с родиной. Л. использовал
венг. муз. фольклор в произв. разл. жанров -"Венгерских рапсодиях" для
фп. (15 рапсодий написаны в 1846-51; 4 последние в 1882-85), "Погребальном
шествии" (для фп., 1849), симф. поэмах "Венгрия" (1854) и "Плач о героях"
(1854), "Венгерских исторических картинах" и пьесах "Ракоци- марш", "Памяти
Петёфи", "Погребенье Мошоньи" (для фп.) и др.


В Веймаре, где вокруг Л. объединились
видные музыканты (X. Бюлов, И. Рафф и др.), образовавшие т. н. веймарскую
школу, Л. реализовал свои демократич. идеи и как дирижёр - пропагандист
соч. совр. ему композиторов (в т. ч. опер Р. Вагнера), и как муз. публицист
(статьи о соч. Берлиоза, Шумана, Вебера и др.; книга о Шопене). С демократич.
позиций Л. разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление
консервативных аристо- кратич. кругов. В 1861 в результате интриг Л. покинул
Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште.
Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими
настроениями, Л. в 1865 принял сан аббата. В 1860-80 он создал ряд церковных
соч.- органных и хоровых, а также мн. соч. для фп., в т. ч. 2-й и 3-й "Мефисто-валь-
сы", знаменитые "Три забытых вальса", транскрипции сцены "Смерть Изольды"
из оперы "Тристан и Изольда" Вагнера, а также полонеза из оперы "Евгений
Онегин" П. И. Чайковского; многочисл. хоры, романсы и песни (ок. 70), среди
к-рых шедевры песенной лирики, и др. Одновременно продолжал содействовать
развитию передового иск-ва, особенно венгерского: участвовал в учреждении
в 1875 Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом;
способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества
венг. музыкантов, а также деятелей нац. муз. культуры др. стран. В Веймаре
Л. посещали и пользовались его советами пианисты А. И. Зилоти, В. В. Тиманова,
Э. д'Альбер, А. Рейзенауэр и др.; композиторы А. П. Бородин, Б. Сметана,
Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Сане, И. Аль- бенис, А. К. Глазунов и др. Особенно
тесные связи были у Л. с рус. музыкантами, творчество к-рых он высоко ценил.


Не лишённая противоречий, но в целом
прогрессивная разносторонняя деятельность Л. имела огромное значение для
развития мировой муз. культуры, содействуя становлению мн. нац. композиторских
школ, в первую очередь - венгерской.


Лит.: Трифонов П. А., Ф. Лист, СПБ,
1887; Зилоти А. И., Мои воспоминания о Ф. Листе, СПБ, 1911; К и с е- л
е в В. А., Франц Лист и его отношение к русскому искусству, М., 1929; М
и л ь- штейн Я. И., Ф. Лист, [т.] 1-2, 2 изд., М., 1971 (библ.); Сабольчи
Б., Последние годы Ф. Листа, пер. с венг., Будапешт, 1959; R a m a n n
L., Franz Liszt als Kimstler und Mensch, Bd 1-2 (Abt. 1-2), Lpz., 1880-94;
Raabe P., Franz Liszt, Bd 1-2, Stuttg.- В., 1931; Searle H., The music
of Liszt, L., 1954; 3 ed., N. Y., 1966; R e fa- be r g P., Franz Liszt.
Die Geschichte seines Lebens, Schaffens und Wirkens, Z., 1961.Я. И. Милъштейн.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я