ЛИРИКА

ЛИРИКА (от греч. lyra - муз.
инструмент, под аккомпанемент к-рого исполнялись стихи, песни и т. д.),
один из трёх родов художеств, лит-ры (наряду с эпосом и драмой), в пределах
к-рого миро- отношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредств.
выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний
и пр. В лирич. образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания)
поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политич. и
духовно-историч. конфликты, напряжённые филос. и гражд. искания. Это, в
частности, находит отражение и в тематическом выделении таких видов Л.,
как философская ("Бог" Г. Р. Державина, "Невыразимое" В. А. Жуковского,
"Дар напрасный, дар случайный" А. С. Пушкина, "Истина" Е. А. Баратынского,
"Фонтан" Ф. И. Тютчева), гражданская ("К Чаадаеву" Пушкина, "Прощай, немытая
Россия" М. Ю. Лермонтова, "Завещание" Т. Г. Шевченко, "Размышление у парадного
подъезда" Н. А. Некрасова, "Читатели газет" М. Цветаевой, "Полночь в Москве"
О. Мандельштама, "Россия" А. А. Блока, "Стихи о советском паспорте" В.
В. Маяковского, "Дробится рваный цоколь монумента" А. Т. Твардовского),
любовная, пейзажная и др.


"Великий поэт, - писал В. Г. Белинский,
- говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем - о человечестве, ибо
в его натуре лежит всё, чем живет человечество" (Поли. собр. соч., т. 4,
1954, с. 521). Но в Л. объективный мир обнаруживается через отношение к
нему поэта, и его художеств, эквивалентом выступает эмоцион. восприятие
мира, преображённое впереживание субъекта. Событийность, действенный результат
переживаний и стремлений, сфера поступков героя обычно остаются за пределами
лирич. произведения. И даже тогда, когда автор вводит в лирические произведения
приметы внешнего мира - пейзажные, бытовые, портретные и пр., они утрачивают
независимость от субъекта, изобразительные элементы приобретают, как правило,
выразительные функции и становятся проводниками лирич. переживания: либо
его "зеркальными" отражениями ("Сентябрьская роза" А. А. Фета), либо эмоциональными
"сигналами" ("Я на правую руку надела/Перчатку с левой руки" у А. Ахматовой),
либо его символами ("Парус" Лермонтова), либо, наконец, контрастным противовесом
субъективному состоянию духа ("Весна" Тютчева). Родовая сущность Л. с максимальной
наглядностью проявляется в произв., самый предмет к-рых составляет "сама
душа, субъективность как таковая" (Гегель); здесь "...чувство довлеет самому
себе, служит себе объектом..." (В е с е- л о в с к и и А. Н., Историческая
поэтика, 1940, с. 286).


Лирич. произв., передающее переливы
и оттенки внутренней жизни, отдельные мгновения душевного движения, может
достигать предельной краткости, и тогда в Л. особенно явно проступает внешне-
структурное отличие от эпоса, тяготеющего к развёрнутости во времени и
пространстве, к монументальности. Лирич. произв. остаётся законченным,
художественно-целостным созданием, даже если оно состоит всего из двух
строк:


Я ненавижу ее и люблю. "Почему же?"
- ты спросишь.


1 Сам я не знаю, но так чувствую
я - и томлюсь .. - . (К а т у л л).


Претворяя неповторимое духовное состояние
в художеств, образ, Л. придаёт ему широко обобщённое значение; лирич. произв.
как бы предлагает читателям, переживающим аналогичное состояние, готовые
формы его выражения; отсюда - заучивание и цитирование лирич. стихотворений,
как явление "быта" (предельный случай такой "анонимной" всеобщности лирич.
чувства - песня, напр. "Землянка" А. А. Суркова, "Жди меня" К. М. Симонова,
"Летят перелётные птицы..." М. В. Исаковского). Вместе с тем любое умонастроение
оформляется в Л. как конкретно принадлежащее личности, как её внутр. монолог.
В лирич. композиции обычно главенствует созерцающее, воспринимающее, мыслящее
"я", хотя в определ. типах Л., напр, в пейзажной, философской, "я" иногда
только подразумевается, не присутствуя композиционно.


Если прототипом лирического, "я"
выступает сам автор, т. е. его подлинные настроения, "живьём схваченные
и мгновенно превращённые в лирические эмоции" (Овсянико-Куликов- с к и
и Д. Н., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1912, с. 99),- в таких случаях обычно говорят
о "субъективной", "личной" Л. Однако субъективность и личностная подлинность
лирич, чувства не означают здесь буквального совпадения с биографич. опытом
автора. Лирик, типизируя (или "объективируя") свои жизненные переживания,
"отодвигает их от себя как объект" (Ф е т), творчески домысливает и преображает
их, благодаря чему факт личной биографии перерастает в произв. иск-ва,
а "самовыражение" поэта - в выражение дум и чаяний его современников. Показательна
естественность, с какой "я" сменяется "мы" в "Думе" Лермонтова.


В Л. "объективной" (или "ролевой")
автор воспроизводит чужие мысли и чувства, так что несовпадение между "я"
лирич. персонажа и биографич. обликом автора становится очевидным (напр.,
"Сумасшедший" А. Н. Апухтина, "Я убит подо Ржевом" А. Т. Твардовского).
Однако намеченное различие двух видов Л., важное для изучения психологии
творчества, в читательском восприятии отчасти "стирается" эмоциональностью
лирич. произведения, к-рая выражается в нём всегда открыто, как непосредственно
авторская.


Своеобразие проблемы образа автора
в Л. акцентируется принятым в сов. критике понятием "лирический герой".
Термин "лирический герой" (впервые введённый Ю. Тыняновым применительно
к лирике Блока) указывает как раз на то, что между реальной биографич.
личностью поэта-лирика и её отражением в иск-ве может существовать некое
единство, близость, но не тождество. Причём в связи с обсуждением границ
содержания термина вопрос о степени этой близости стал в 1950-1960-е гг.
предметом полемики. В одних случаях под "лирическим героем" подразумевалось
предельно обобщённое "я", очищенное от эмпирики, биографич. фактов и без
остатка совпадающее с "мы" поколения, социальной группы, народа, в других
- термин понимался как стыдливое прикрытие идеи субъективного "самовыражения"
в Л. Очевидно, понятие "лирический герой" наполняется строго определённым
содержанием гл. обр. при анализе творчества таких лириков, в поэзии к-рых
лирич. "я" присутствует не просто как знак единства отношения к миру, как
призма авторского сознания (напр., у Тютчева), а облекается устойчивыми
чертами - биографич., психологич., даже сюжетными, выступает как фигура
(напр., у Блока, отчасти у С. Есенина), наделённая цельной характеристикой.
Эта особая форма выявления авторского сознания рождается вместе с Л. романтизма;
открытие лирич. героя в этом специфич. смысле принадлежит в рус. поэзии
Лермонтову. По-видимому, психологически-характерная фигура лирич. героя
занимает промежуточное положение между авторским "я" в лирич. дневнике,
письме, послании и близких к ним формах (напр., "Я вас любил..." Пушкина),
с одной стороны, и персонажем в "ролевой" Л.- с другой; лирич. герой- это
своего рода "роль", но не утратившая связи с идейно-психологич. обликом
её прототипа - автора произведения.


Классификация жанров Л. исторически
изменчива, и нет ещё классификации, сколько-нибудь адекватной реальной
сложности и многообразию лирич. жанров. В нар. творчестве, напр., жанры
классифицируются по практич. назначению и условиям исполнения (обрядовые,
игровые, плясовые, семейные песни и т. д.), в антич. лит-ре - по формам
исполнения (речитативно-декламац. Л.: элегия, ямб; сольная, хоровая); в
европ. лит-ре эпохи Возрождения и классицизма - по эстетич. тональности
и социальной функции (ода, элегия, послание, песня и др.); в 19 в.- в основном
по тематич. признаку (философская, гражданская, любовная, пейзажная и др.).
В 19- 20 вв. намечается также членение на медитативную Л. (эмоцион. рефлексия,
взволнованное раздумье о "вечных темах": "И скушно, и грустно" Лермонтова,
"Осенний вечер" Тютчева, "Не жалею, не зову, не плачу" Есенина) и суггестивную
("внушающую" Л., очаровывающую "пленительной неясностью "-" Певица " Фета,
"Зимняя ночь" Б. Пастернака). Ощутимо выступает иное видовое членение (в
т. ч. песня, лирич. стихотворение, монументальная Л., напр. "Про это" Маяковского).


Образно-выразит. возможности, необходимые
для творч. претворения и типизации внутр. жизни, Л. открывает в самой природе
слова - в фонетич. облике и звуковой сочетаемости слов, во внутр. форме
слова, в синонимии языка, в син- таксически-интонац. организации речи.
Здесь лирик находит ту "неожиданность выразительности слов", к-рая заменяет
собой всякий способ описания событий (Н. Асеев). Эти возможности и реализуются
в Л.: слово "уплотняется"- обретает значимость каждый звуковой, инто- нац.,
ритмич. элемент, оттенок ударения., паузы, слога; речь насыщается аллитерациями
и ассонансами, сравнениями, тропами, различного рода параллелизмами, синтаксич.
фигурами. Повышению эмоциональности сильно способствует ритмич. организация
речи. Поэтому Л. тяготеет к стихотворной речи, а на определ. этапах развития
(в творчестве трубадуров, менестрелей, мейстерзингеров) она срастается
с музыкой.


Истоки Л. теряются в далёкой древности.
Уже самые ранние обрядовые и ритуальные нар. песни - высокие образцы Л.
Вечно живыми остаются лирич. произведения крупнейших поэтов античности
(Сапфо, Анакреонт - Греция; Ка- тулл - Рим); араб. Востока 6-7 вв. (в первую
очередь Имру-уль-Кайса); прованс. трубадуров; ср.-век. Китая (Ли Бо, Ду
Фу), Ирана (Хафиз) и др. стран. На переломе двух грандиозных эпох - Средневековья
и Возрождения - прозвучала лирика Данте, а сонеты Петрарки знаменовали
начало нового времени. В 19 в. в Европе Л. переживает подъём в переломные
эпохи начала и конца века: Дж. Байрон, П. Б. Шелли, У. Вордсворт (Англия),
А. Мюссе, П. Верлен (Франция), И.В.Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне (Германия),
Леопарди (Италия), А. Мицкевич (Польша), Э. М. Рильке (Австрия); потрясения
20 в. отразились в лирике Пабло Неруды (Чили), Гарсиа Лорки (Испания),
Назыма Хикмета (Турция). В России всё богатство лирических жанров представлено
в поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока,
И. Анненского. Высокие образцы Л. создали сов. поэты: Маяковский, Есенин,
Э. Багрицкий, Пастернак, Н. Заболоцкий, Твардовский. Для сов. Л. характерны
развитие монументальных и песенных жанров, тяга к драматизированным формам
поэтич. речи, а в тематич. плане - богатство и многообразие видов гражд.
Л., проникнутой пафосом единства личности поэта и народа и наиболее типичной
для поэзии социалистического реализма.


Лит.: Г е г е л ь Г. В. Ф., Эстетика,
т. 3, М., 1971; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн.
собр. соч., т. 5, М., 1954; Овсянико-Куликов с к и и Д. Н., Лирика как
особый вид творчества, в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т.
2, в. 2, .СПБ, 1910; Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений,
П., 1921; Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922;
Ларин Б., О лирике как разновидности художественной речи, в кн.: Русская
речь, сб. 1, Л., 1927; Гинзбург Л. Я., О лирике, М.- Л., 1964; С к в о
3- ников В. Д., Лирика, в кн.: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964; Г
а ч е в Г. Д., Содержательность художественных форм, М., 1968; Тимофеев
Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971. В. А. Богданов, И. Б.
Роднянская



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я