ЛИПМАНОВСКАЯ ФОТОГРАФИЯ

ЛИПМАНОВСКАЯ ФОТОГРАФИЯ 1)
метод цветной фотографии, разработанный в 1891 Г. Липманом. В Л. ф. слой
прозрачной мелкозернистой фото- графич. эмульсии наносится на зеркально
отражающий металлич. слой (напр., ртутную амальгаму). Во время экспозиции
объектив проецирует на эмульсию изображение предмета; при этом на каждый
малый её участок Д5 попадают лучи определённого цвета, т. е. одной или
неск. определённых длин волн X. Отражаясь от металлич. слоя, лучи вновь
проходят через эмульсию. В результате интерференции света между падающими
и отражёнными лучами в слое эмульсии возникают стоячие световые волны.
В проявленной фотопластинке серебро образует систему слоев, параллельных
поверхности эмульсии и соответствующих пучностям стоячих волн экспонирующего
света. Для монохроматич. света оптич. расстояния между этими слоями (плоскостями
макс, концентрации серебра) равны Х/2. (Для дающей ощущение нек-рого цвета
смеси лучей с разными X распределение плотности серебра более сложно.)
Если проявленную и отфикси- рованную липмановскую пластинку осветить белым
светом, падающим нормально к её поверхности, то каждый участок Д5 (элемент
цветного изображения) с макс, интенсивностью отразит лучи тех длин волн,
к-рые проинтерферировали в нём при экспозиции, т. е. лучи исходно осветившего
его цвета. Пластинка в целом (множество Д5) воспроизводит спроектированное
на неё цветное изображение. Вследствие технич. трудностей Л. ф. в её первоначальной
форме не получила широкого распространения, но она открыла путь разработке
(на сходном принципе) бурно развивающегося в наст, время метода голографии.


2) Л. ф. интегральная (предложена
Г. Липманом в 1908), метод, позволяющий получать на плоском снимке объёмные
изображения, к-рые можно рассматривать непосредственно глазами, без вспомогат.
оптич. приспособлений. Метод основан на применении т. н. интегральной пластинки,
представляющей собой совокупность маленьких двояковыпуклых линз, располагаемых
перед слоем светочувствит. эмульсии (рис., а). Съёмка объекта интегральной
пластинкой производится без к.-л. вспомогат. оптики - каждый линзовый элемент
является самостоят, объективом, формирующим на эмульсии своё микроизображение
объекта. Проявленная с обращением и отфиксированная интегральная пластинка
просвечивается рассеянным светом со стороны эмульсионного слоя (рис., б).
При этом в области пространства, занятой ранее (при съёмке) объектом, формируется
его объёмное (стереоскопическое) изображение. Оно является результатом
наложения друг на друга отд. изображений, возникающих при обратном ходе
лучей света через каждый из линзовых элементов. Для такого (интегрального)
изображения характерны высокие стереоскопич. свойства, игра светотени и
бликов, а также разворот самого изображения при оглядывании его с разных
сторон.


Массовому применению интегральной
Л. ф. препятствуют огромные технич. трудности изготовления высококачеств.
интегральных пластинок. Широкое распространение получили методы, представляющие
собой упрощения метода Лип- мана, напр, растровая стереофотография и интегральное
кино, в к-ром на стадии проекции изображения используется радиально-растровый
стереоэкран, состоящий из конич. линзовых элементов (см. Интегральное стереокино,
Растровые оптические системы). Лит.: Lippmann G., Photographic des couleurs,
"Comptes rendus de 1'Academie des Sciences de Paris", 1891, vv. 112, 114;
его же, Epreuves reversibles. Photographies integrales, там же, 1908, v.
146. Ю. А. Дудников.


Интегральная фотография по Липману:
а - съёмка объекта О интегральной пластинкой ЦП; 6 - восстановление объёмного
(интегрального) изображения О1; П., Л\ и Г7а, Л 2 - положение
правого и левого глаз человека при съёмке и рассматривании изображения,
соответственно.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я