ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ

ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ французские
художеств, изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся
в г. Лимож (расцвет произ-ва - сер. 15 - сер. 17 вв.). В основу иск-ва
т. н. старой школы Л. э. (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-
образа 2-й пол. 15-1-й пол. 16 вв.; виднейший мастер - Нардон Пенико) легли
местный опыт работы в техниках эмали - непрозрачной выемчатой (церк. медные
предметы 12-14 вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях 14-15
вв. из драгоценных металлов), а также художеств, принципы позднеготич.
витража (графичный контур фигур, дополненный росписью). Вначале мастера
Л. э. вдохновлялись образами флам. живописи, а с нач. 16 в.- итальянской,
что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным.
Но общей для произв. этой школы чертой остаётся празднично яркое сияние
росписи, усиленное введением в неё линий и пятен золота и т. н. кабошонов
(рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги).


Ок. 1530 формируется т. н. новая
школа Л. э. От старой её отличает светский характер изделий (шкатулки,
сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов,
пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (порождённая
обращением к итал. и франц. гравюре), тонкую графичность и моно- хромность
к-рой оттеняет нередко цветной фон, б. ч. тёплого землистого тона. Известнейшие
мастера новой школы: Жан II Пенико, К. Нуайе, П. Реймон и особенно Л. Лимозен
- автор огромной серии портретов по рисункам Ж. Клуэ и его последователей.
В богатых и разнообразных орнаментальных композициях (порой с введением
лёгких золотых штрихов), обрамляющих изображения мифологич., аллегорич.
и библейских сцен, заметно убедительное декоративное переосмысление мастерами
Л. э. образцов маньеристич. иск-ва художников школы Фонтенбло. В сер. 17
в. эмальерное дело в Лиможе переходит в руки ювелиров и миниатюристов.
И хотя их работы (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали
влияние на декор керамики, большой стиль в Л. э. исчезает. К нач. 18 в.
замирает и произ-во эмалевых сосудов, не выдержавшее конкуренции с фаянсом
и фарфором.


Илл. см. на вклейке, табл. XXXI (стр.
448-449).


Лит.: Доброклонская О., Лимож- ские
расписные эмали XV и XVI веков. Собрание Государственного Эрмитажа, М.,
1969 (библ.); Gauthier М.-М., М а г- с h e i х М., Les emaux de Limoges,
Prague, 1962. И.М.Глозман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я