ЛИВЕРПУЛ

ЛИВЕРПУЛ (Liverpool), город
в Великобритании, в графстве Ланкашир, на прав, берегу р. Мерси, у её впадения
в Ирландское м. 606,8 тыс. жит. (1971). Л. вместе с пригородами, расположенными
по обоим берегам реки и связанными между собой ж. д. и автодорогами, туннелями
и паромами, образует конурбацию Мерсисайд с населением 1,3 млн. чел. Из
экономически активного населения конурбации в пром-сти занято 35%, на транспорте
13%, в торговле, финанс. учреждениях и услугах 44,5%, в стр-ве 7,5%.


Л.- важнейший трансп. узел, второй
по значению и грузообороту (24 млн. т в 1970) после Лондона порт страны.
Манчестерский канал связывает Л. с Манчестером. Ввозятся продовольствие,
цв. металлы (черновая медь и концентраты), жел. руда, нефть, каучук, хлопок
и др.; в вывозе преобладает продукция машиностроения, текст, и хим. пром-сти,
нефтепереработки, трубы.


В Л.- фондовая и товарные биржи (хлопковая,
зерновая, фруктовая). Пром-сть тесно связана с портом и внеш. торговлей;
выделяются 4 группы отраслей: судостроение, судоремонт, произ-во судовых
машин; отрасли, перерабатывающие импортное сырьё, крупная пищ. (в т. ч.
муком., сах., табачная), а также цветная металлургия, резин., хим., бум.;
отрасли, связанные с обслуживанием населения, швейная, полигра- фич., кондитерская
и др.; новые отрасли - электротехника, автомоб., авиац. и нефтеперерабатывающая.
Две первые группы отраслей размещаются близ порта (судостроение в Беркенхеде),
третья - во внутренних кварталах города, четвёртая - на периферии конурбации
в новых пригородах-Керкби, Спи- ке, Хейлвуде, Хутоне, Элсмир-Порте, нефтепереработка-в
Станлоу, у входа в Манчестерский канал.


В Л.- ун-т.


Впервые назв. "Л." упоминается ок.
1191. В 1207 Л. получил права города. С 13 в. порт. Со 2-й пол. 17 в. стал
приобретать всё большее значение в торговле с англ, колониями в Америке.
В 18 в. занимал 1-е место по работорговле и стал 2-м (после Лондона) по
значению англ, портом. Перед отменой работорговли (1807) ею занимались
185 ливерпульских кораблей, перевозивших более 49 тыс. негров-рабов в год.
В 19 в. стал гл. англ, портом по ввозу хлопка и вывозу хл.-бум. изделий,
его население выросло с 80 тыс. (1800) до 685 тыс. (1901). Л.- крупный
центр рабочего движения Великобритании.


Архитектурные сооружения: в стиле
классицизма - госпиталь Олд-Блю-Кот (1714-18) и ратуша (1748-97); в стиле
неоклассицизма - городской зал Сент- Джорджс-холл (1842-54, арх. X. Элмс,
Ч. Коккерелл) и Англ, банк (1845-48, арх. Ч. Коккерелл); в стиле неоготики
- собор (1904-24, длина 189 м, арх. Дж. Г. Скотт Младший); в эклектическом
духе - гигантские здания фирм; в совр. стиле - жилые массивы (Крокстет,
Спарроу-холл), католич. собор (1967, арх. Ф. Гибберд). В центр, р-нах с
19 в. строятся многоэтажные дома. В старой части города преобладают низкие
неблагоустроенные дома вдоль узких улиц. Обширны р-ны трущоб. Художеств,
гад. Уокера.


Лит.: Chandler G., Liverpool, L.,
1957.


Ливерпул. Вид доков.


Ливерпул. Городской зал Сент-Джорджсхолл.
1842 - 54. Архитекторы X. Элмс, Ч. Коккерелл.


ЛИВЕРПУЛ




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я