ЛИБЕРАЛИЗМ

ЛИБЕРАЛИЗМ бурж. идеологич.
и обществ.-политич. течение, объединяющее сторонников бурж.-парл. строя,
бурж. свобод и свободы капиталистич. предпринимательства. Л.- система взглядов,
согласно к-рым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь
на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида
в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее
благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами
их личных целей). По мере развития капиталистич. отношений реальное содержание
Л. претерпевало сложную эволюцию при крайней пестроте его конкретно-ист,
форм.


Л. зародился в условиях борьбы молодой
прогрессивной буржуазии и обуржуазившегося дворянства против господствовавшего
феодализма, произвола абсолютизма и духовного гнёта католич, церкви; в
тот период Л. являлся носителем идеалов (вера в прогресс, в торжество разума,
мира, свободы, равенства), общих для всего антифеод, лагеря. Духовными
отцами Л. были представители умеренного крыла идеологов Просвещения (Дж.
Локк, Ш. Л. Монтескье, Вольтер, физиократы; формула последних laissez faire,
laissez passer - "не мешайте действовать" стала одним из популярнейших
лозунгов Л.), создатели бурж. классич. политич. экономии (А. Смит, Д. Рикардо).
В годы Великой франц. революции либеральная крупная буржуазия, представленная
О. Мирабо, М. Ж. Лафайетом, фельянами, жирондистами и игравшая первоначально
ведущую роль, быстро исчерпала свою революционность и превратилась в антидемократич.,
а затем и контрреволюционную силу. В нач. 19 в. Л. в Зап. Европе выделяется
в особое общественно-политич. течение. Во 2-м десятилетии 19 в. получает
распространение и термин "Л.", первоначально крайне расплывчатый. Во Франции
в период Реставрации Б. Констан, Ф. Гизо и др. впервые придали Л. характер
более или менее оформленной политич. и историко-философской доктрины. Из
идейного наследия Просвещения они выбрали лишь те положения, к-рые отвечали
повседневным нуждам буржуазии как господствующего класса: глубокая вера
в человеческий разум сменилась преклонением перед огранич. бурж. "здравым
смыслом", идея нар. суверенитета уступила место требованию "свободы личности".
Признав ист. правомерность бурж. революций, франц. либералы отказывались
признать правомерность революц. движения пролетариата. Отвергая народовластие,
виднейшие представители Л. выступали в качестве сторонников конституционной
монархии.


В обстановке обострившегося в 30-х
гг. 19 в. (после Революции 1830 во Франции и парламентской реформы 1832
в Великобритании) антагонизма между буржуазией и рабочим классом бурж.-либер.
реформы, в ходе осуществления к-рых либер. буржуазия использовала в своих
интересах результаты борьбы трудящихся масс, заключая компромиссы с монар-
хич.-клерикальной реакцией, приобретали всё более антипролет, характер;
лозунги Л. всё более становились средством маскировки капиталистич. эксплуатации.
Участие либер. буржуазии в подавлении чартистского движения (см. Чартизм),
общедемократич. и пролет, выступлений в ходе Революций 1848-49, поддержка
либералами в союзе с монар- хич. силами объединения "сверху" Италии, а
также Германии выявили антидемократич. направленность Л. В 1-й пол. 19
в. Л. достиг наибольшего расцвета в классич. стране пром. капитализма -
Великобритании, где его идеологи с самого начала разрабатывали гл. обр.
экономич. аспекты Л. В форме т. н. утилитаризма - учения, разработанного
И. Бентамом и группой "философских радикалов" (Ф. Плейс, Дж. С. Милль и
др.), преуспевающие средние классы получили, наряду с тщательно продуманной
программой бурж. реформ, рассчитанных на создание идеальных условий для
свободного предпринимательства, этическое "обоснование" неогранич. погони
за наживой под видом воспевания "свободы личности". В 40-х гг. 19 в. манчестерские
фабриканты - депутаты парламента Р. Кобден и Дж. Брайт в ходе борьбы против
хлебных законов придали Л. классическую форму фритредерства. После отмены
хлебных законов (1846) в условиях мировой торгово- промышленной монополии
Великобритании Л. превратился в господствующую форму буржуазной идеологии.
Либеральная партия во главе с Г. Дж. Пальмер- стоном, а затем У. Ю. Гладстоном
получила преобладание в политической жизни Великобритании. Л. подчинил
своему идейному и политич. влиянию значит. часть мелкой буржуазии и объединённых
в тред-юнионы квалифицированных рабочих. Упрочив бурж. парламентаризм и
свободную конкуренцию, Л. исторически исчерпал себя как господствующее
(или наиболее влиятельное) бурж. общественно-политич. течение. Его мировоззрение
вступило в явное противоречие с реальностями капиталистич. общества, ибо
при империализме "...некоторые основные свойства капитализма стали превращаться
в свою противоположность..." (Ленин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т.
27, с. 385).


В последней трети 19 - нач. 20 вв.
старый, "классический" Л. периода промышленного капитализма пришёл в упадок
и началось приспособление Л. к новым условиям. Л. стал прежде всего средством
отвлечения масс от революц. борьбы с помощью сопровождавшихся демагогич.
фразеологией незначит. уступок трудящимся. Такова деятельность Д. Ллойд
Джорджа в Великобритании, Дж. Джолитти в Италии, В. Вильсона в США. Опытные
лидеры Л. (в Великобритании, Франции и ряде др. стран) руководили подготовкой
1-й мировой войныантисов. интервенцией, подавлением революц. движений, используя выработанные
десятилетиями приёмы социальной демагогии и лавирования. При этом нек-рые
концепции старого "ортодоксального" Л. (напр., принцип абсолютного невмешательства
гос-ва в отношения между трудом и капиталом) подверглись определённому
пересмотру. Так выявилась закрепившаяся за Л. в условиях общего кризиса
капитализма роль одного из своеобразных орудий господства империалистич.
буржуазии. Отдельные стороны практики Л. в социальных вопросах, особенно
в рабочем вопросе, восприняли правые социалисты. По мере роста по- литич.
влияния рабочего класса Л. сходил с политич. сцены, передавая свои функции
социал-реформизму.


Л. на Востоке возник во 2-й пол.
19 - нач. 20 вв. (Китай, Япония, Индия, Турция) и с самого начала ввиду
связи местной буржуазии с помещичьим землевладением был глубоко антидемократичен,
враждебен движению масс: требования либералов касались гл. обр. внеш. модернизации
гос. аппарата, создания совр. армии, флота, средств связи.


После 1-й мировой войны 1914-18 и
особенно Вел. Окт. социалистич. революции 1917, открывшей новую эру в истории
человечества, кризис Л. резко обострился и углубился. Л. переживал мучительную
переоценку ценностей (прежде всего, кризис веры в спасительность и непогрешимость
бурж. индивидуализма с точки зрения интересов самой буржуазии). На почве
Л. возникли различные концепции "третьего пути" развития общества, якобы
обеспечивающего сочетание интересов личности и общества, "свободы" и "порядка"
на базе частной собственности. Так, в период между 1-й и 2-й мировыми войнами
получили распространение основанные на теории Дж. М. Кейнса попытки сочетать
"регулирование" экономики с социальным законодательством (пенсии, пособия
безработным и др.); эти попытки, по словам буржуазных идеологов, служили
будто бы предотвращению как фашизма, так и коммунизма. В бурж. Чехословакии
пропаганда либерально-националистич. взглядов Т. Масарика рассматривалась
его сторонниками как средство торможения роста революционного самосознания
рабочего класса. Хотя антикоммунизм либералов, как правило, приводил либо
к капитуляции перед фашизмом, либо к политике его умиротворения, либер.
концепции периода между 1-й и 2-й мировыми войнами подчас рассматриваются
монополистич. буржуазией как "слишком левые", "прокоммунистические". После
2-й мировой войны 1939-45 в ФРГ, Великобритании, Франции, США, Италии наряду
с кейнсианством получил распространение неолиберализм. Неолибералы допускают
вмешательство гос-ва в экономику с целью обеспечения "свободной игры" экономич.
сил (в виде косвенного влияния на механизм цен, доходов и т. д.). В то
же время они выступают за ограничение такого вмешательства, утверждая,
что при достаточном просторе для конкуренции складывается "социальное рыночное
хозяйство", к-рое обеспечивает якобы всеобщее благоденствие.


Лит.: Ленин В. И., Либерализм и демократия,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же, Две утопии, там же, т. 22; его
ж е, О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы, там же, т.
23; С а- м ю э л ь Г., Либерализм, пер. с англ., М., 1905; Was ist liberal?,
Munch., 1910; R u g- g i е г о G. d e, Storia del liberalismo euro- peo,
[2 ed.], Mil., [1966]; Saunders J., The age of revolution. The rise and
decline of liberalism in Europe since 1815, N. Y., 1949; The liberal tradition
from Fox to Keynes, L., 1956; Schneider G., Betrug mit der Frei- heit.
Eine Studie uber den Neoliberalismus, В., 1972. См. также лит. к разделу
Либерализм в России. И. Н. Немалое.


Либерализм в России, возник как идеология
в период кризиса феод.-крепост- нич. строя (кон. 18- 1-я пол. 19 в.), сложился
в обществ.-политич. течение в годы революц. ситуации 1859-61 и Крестьянской
реформы 1861, организовался в политич. партии накануне и в ходе Революции
1905-07 в России. Играя значит, роль в обществ, движении сер. 19 - нач.
20 вв., рус. Л. никогда не был решающей силой в политич. борьбе. Находясь
в оппозиции к самодержавию и стремясь к власти, он действовал преим. легальными
средствами, постоянно колеблясь между пр-вом и революц. движением. Будучи
слабее, нерешительнее, трусливее зап,- европейского Л., он был умереннее
в политич. требованиях, терпимее к абсолютизму и более склонен к компромиссам
с ним. Оппозиционность рус. Л., возрастая в периоды революц. подъёма в
стране, резко падала с получением от пр-ва незначит. уступок; при наступлении
реакции дружественный нейтралитет Л. к революционерам сменялся попытками
оправдать правительственные репрессии. Относительная прогрессивность рус.
Л. постепенно после 1861 убывала, а с 1905 он стал контрреволюц. силой.


Социальная база рус. Л. была неоднородной;
она включала буржуазию, помещиков, интеллигенцию. Носителем буржуазно-либеральной
идеологии в России в 19 в. выступало, как правило, дворянство, сословие
наиболее образованное, имеющее общественную трибуну в дворянских, а с 1864-
и в земских собраниях. Своеобразие рус. Л. и его место в обществ, движении
определялись со- циально-экономич. и политич. условиями развития России:
запоздалой по сравнению со странами Зап. Европы ликвидацией крепостного
права; поздним, но бурным развитием капитализма; сохранением самодержавно-сословного
строя и пережитков крепостничества; политич. дряблостью рус. буржуазии;
значительным влиянием на общество более прогрессивных революц. идеологий
(революц.-демо- кратич., а затем социал-демократич.) и наличием развитого
революц. движения (разночинского и пролетарского).


Идеи Л., распространившиеся в среде
рус. дворянства со 2-й пол. 18 в. под влиянием франц. Просвещения, первоначально
носили неопределённый характер свободомыслия (вольнодумство, вольтерьянство).
Назревавшие задачи бурж. преобразований выражались в критике крепостничества
и самодержавия ранними рус. просветителями (С. Е. Десниц- кий, Н. И. Новиков,
А. П. Куницын и др.), в конституционных и экономич. проектах кон. 18 -
нач. 19 вв. (Н. И. Панин и Д. И. Фонвизин, М. М. Сперанский, Н. С. Мордвинов
и др.). В движении декабристов идеи Л. (Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьёв,
М. Ф. Орлов и др.) развивались в общем русле дворянской революционности.


Становление идеологии рус. Л. началось
спорами западников и славянофилов о путях развития страны на рубеже 1830-40-х
гг. В годы общественного подъёма после поражения царизма в Крымской войне
1853-56 рус. Л. выступил с требованиями отмены крепостного права и предоставления
нек-рых бурж. свобод (свободы совести, общественного мнения и печати, публичности
правительственных действий, гласности судопроизводства, отмены сословных
привилегий, создания представительных учреждений). В либеральной журналистике
("Морской сборник", "Русский вестник", "Отечественные записки" и др.) большое
влияние приобрела т. н. "обличительная литература", подвергавшая критике
должностных лиц и частные недостатки управления, не затрагивая основ самодержавного
строя. Различные оттенки дворянского Л.- консервативный (А. И. Кошелев,
Ю. Ф. Самарин и др. славянофилы, Б. Н. Чичерин), умеренный (К. Д. Кавелин,
М. Н. Катков и др.), радикальный (А. М. Унковский, А. И. Ев- ропеус и др.),
расходясь в определении условий освобождения крестьян, объединялись в стремлении
сохранить помещичье землевладение. К дворянскому Л. примыкал представитель
крупной торг, буржуазии В. А. Кокорев, стоявший на позициях фритредерства.
Более радикальную позицию занимали бурж. либералы И. В. Вернадский и И.
К. Бабст. В печати и правительственных органах, в союзе с либеральными
бюрократами (Н. А. Милютин, А. В. Головнин, В. А. Арцимович и др., группировавшиеся
вокруг вел. кн. Константина Николаевича), либералы боролись с откровенными
крепостниками. Однако эта борьба "...была борьбой внутри господствующих
классов, большей частью внутри помещиков, борьбой исключительно из-за меры
и формы уступок" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 174).
В условиях революц. ситуации 1859- 1861 произошёл разрыв либералов с "Современником"
и "Колоколом". Л. приветствовал Крестьянскую реформу 1861, не поддержал
программы "Вели- корусса", призывавшей "образованные классы" объединиться
с народом для совместного натиска на самодержавие. Консолидация революц.
сил в "Землю и волю" и Польское восстание 1863-64 закрепили размежевание
Л. с революционными демократами и способствовали оформлению рус. Л. в самостоятельное
течение.


В пореформенный период рус. Л. представлял
собой пёстрый конгломерат разнообразных социальных групп, течений и взглядов,
не объединённых какой-либо общей программой. Главным признаком принадлежности
к Л. считалась не программа, а тактика - предпочтение легальных методов
борьбы революционным. В 1860-70-х гг. (до создания "Народной воли") под
влиянием народничества к либералам относили также всех сторонников политической
борьбы. Наиболее влиятельными органами печати Л. были "Вестник Европы*,
"Голос", "Русские ведомости* и др. В области политической осн. стремлением
Л. было создание конституц. монархии.


В нач. 1860-х гг. "самый сплоченный,
самый образованный и наиболее привыкший к политической власти класс - дворянство-
обнаружил с полной определенностью стремление ограничить самодержавную
власть посредством представительных учреждений" (там же, т. 5, с. 26).
Наиболее решительным было выступление тверского дворянства в нач. 1862,
поддержанное дворянством нек-рых др. губерний. С созданием земства конституционные
стремления дворянства отразились в земском движении. В кон. 1870-х гг.,
по словам Ленина, "...сам по себе земский либерализм сделал заметный шаг
вперед в политическом отношении" (там же, с. 39). В условиях революционной
ситуации 1879-80 Л. выдвинул требование созыва представительного органа
при царе с совещательными функциями, расширения прав земств и либерализации
обществ, жизни. Ленин подчёркивал, что они "...хотели „освободить" Россию
„сверху", не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти помещиков,
побуждая их только к „уступкам" духу времени. Либералы были и остаются
идеологами буржуазии, которая не может мириться с крепостничеством, но
которая боится революции, боится движения масс, способного свергнуть монархию
и уничтожить власть помещиков. Либералы ограничиваются поэтому „борьбой
за реформы", „борьбой за права", т. е. дележом власти между крепостниками
и буржуазией" (там же, т. 20, с. 175).


Основные экономич. программные требования
Л. (до 1904) сводились к поддержке общинного землевладения, борьбе с малоземельем
крестьян, гл. обр. путём переселений и мелкого земельного кредита, понижению
выкупных платежей, введению подоходного налога, протестам против покровительства
пр-вом крупной пром-сти и торговли. Вопросы о наделении крестьян землёй
(в т. ч. путём принудит, выкупа части помещичьих земель) и 8-час. рабочем
дне поставлены были лишь в нач. 1905.


В обстановке революционного подъёма
нач. 20 в. программа и тактика Л. стали радикальнее. В 1902 начал выходить
за границей нелегальный журн. "Освобождение", в 1903 в России организовались
нелегальные "Союз освобождения" и "Союз земцев-конституционалистов". В
1904, стремясь к объединению оппозиционных сил, либералы участвовали в
нелегальном совещании с представителями революц. партий в Париже.


В нояб. 1904 общеземский съезд выдвинул
требование законодательного собрания и всеобщего, прямого, равного и тайного
избирательного права. Осенью 1904 либералы организовали в стране банкетную
кампанию и приступили к созданию полулегальных политич. союзов интеллигенции
по профессиям (союз инженеров и техников, союз учителей, союз адвокатов
и др.).


В Революции 1905-07 Л. проявил значит,
политич. активность, пытался лавировать между царизмом и революционным
народом, перевести развитие революции на конституционный путь, выторговать
выгодные для буржуазии реформы. До окт. 1905 "...либералы держали иногда
сочувственный нейтралитет по отношению к революционной борьбе масс..."
(Ленин В. И., там же, т. 16, с. 121). Это проявилось в обращении к народу
июльского земско-городского съезда, в одобрении Октябрьской Всероссийской
политической стачки 1905, поддержке требования созыва Учредительного собрания
и др. Наиболее левой и деятельной организацией Л. был "Союз союзов", объединявший
проф. организации интеллигенции. Однако революция "...замечательно быстро
разоблачила либерализм и показала на деле его контрреволюционную природу"
(там же, с. 122). Удовлетворившись "свободами", обещанными Манифестом 17
октября 1905, Л. прекратил борьбу. В окт. 1905 "Союз освобождения" и "Союз
земцев-конституционалистов" объединились в конституционно-демократическую
партию (кадеты), в ноябре правое её крыло отделилось в "Союз 17 октября"
(октябристы), в июле 1906 из крайних фракций обеих партий образовалась
партия мирного обновления (мирнообновленцы), занявшая промежуточное положение
между ними. В 1906-07 кратковременно существовали также мелкие партии Л.,
колебавшиеся между октябристами и кадетами (партия демократических реформ,
партия трудового порядка, прогрессивно-экономическая партия и др.),и примыкавшие
к кадетам слева группа "беззаглавцев" (см. "Без заглавия"), партия свободомыслящих,
радикальная партия и др. Осудив Декабрьские вооружённые восстания, Л. противопоставил
революц. методам борьбы парламентские мирные методы "органической работы"
в Государственной думе.


В период между революциями (1907-
1917) Л. был оппозиционной силой в Гос. думе, облегчая своей пропагандой
конституционных иллюзий проведение столыпинской бонапартистской политики.
Из среды Л. вышел сб. "Вехи", представлявший, по словам Ленина, "энциклопедию
либерального ренегатства". В этот период Л. переходит на позиции национализма,
идеологически обосновывая империалистич. планы рус. буржуазии, стремившейся
на путях создания "Великой России" добиться компромисса с самодержавием.
В 1912 создаётся партия "прогрессистов", национально-либеральная партия
крупной рус. буржуазии. В условиях нового революц. подъёма (1912-14) несколько
усилилась оппозиционность Л., что выразилось в попытке лидера "прогрессистов"
А. И. Коновалова установить контакты с левыми партиями, в т. ч. с большевиками.
Начавшаяся 1-я мировая война 1914-18 привела к заключению Л. "гражданского
мира" с царизмом, для помощи пр-ву в организации тыла были созданы Всероссийский
земский союз помощи больным и раненым и Всероссийский союз городов (см.
Земский и городской союзы). Воен. поражение 1915 и приближение революц.
взрыва вызвали новую активизацию либеральной оппозиционности. Буржуазия
пыталась взять снабжение армии в свои руки через Военно-промышленные комитеты,
в авг. 1915 в 4-й Гос. думе был создан т. н. "прогрессивный блок", объединивший
всех либералов.


После Февральской революции 1917
лидеры рус. Л. вошли в состав Временного правительства. Победа Великой
Окт. социалистич. революции 1917 отбросила буржуазию в лагерь контрреволюции,
по окончании Гражданской войны 1918-20 вожди Л. оказались за пределами
России (см. Эмиграция белая).


Основные черты рус. Л. были свойственны
и Л. в нац. р-нах России, где размах и зрелость Л. зависели в большей степени
от уровня их социально-эконо- мич. развития. В кон. 19 - нач. 20 вв. сформировались
либерально-национа- листич. партии и течения местной буржуазии: нац.-демократия,
партия в Польше, украинская демократич. партия, джадидизм, "мусават" и
др. Нац. буржуазия пыталась добиться уступок от царизма и националистич.
демагогией отвлечь трудящихся от социально-поли- тич. борьбы, внося раскол
в их союз с рус. пролетариатом. После Окт. революции либерально-нац. партии
включились в общий фронт контрреволюции.


Борьба против Л. была одной из осн.
задач большевистской партии. Различная оценка роли рус. Л. послужила одной
из причин раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков. В. И. Ленин дал научный
анализ Л., эволюции его идеологии, программы и тактики и пришёл к выводу
о невозможности гегемонии либеральной буржуазии в бурж. демократич. революции
в России. Борьбу с либералами большевики рассматривали как необходимое
условие революц. и демократич. воспитания масс.


Лит.: Ленин В. И., Гонители земства
и Аннибалы либерализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Две тактики
социал- демократии в демократической революции, там же, т. 11; его же,
Опыт классификации русских политических партий, там же, т. 14; его же,
Политические партии в России, там же, т. 21; его же, О либеральном и марксистском
понятии классовой борьбы, там же, т. 23; С л а д к е в н ч Н. Г., Очерки
истории общественной мысли России в конце 50 - начале 60-х гг. XIX в. (Борьба
общественных течений в годы первой революционной ситуации), Л., 1962; Д
я к и н В. С., Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны
(1914-1917), Л., 1967; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской
революции, 2 изд., М., 1970; Ш а ц и л л о К. Ф., Русский либерализм на
рубеже двух веков, в кн.: В. И. Ленин о социальной структуре и политическом
строе капиталистической России, М., 1970; Тютюкин С. В., "Оппозиция его
величества" (Партия кадетов в 1905 - 1907 гг.), там же; Ленин и история
классов и политических партий в России, М., 1970; К и та ев В. А., От фронды
к охрани тельству. Из истории русской либеральной мысли 50-60-х гг. XIX
в., М., 1972; История русской экономической мысли, т. 1 - 3, М., 1955-66.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я