ЛЕСОСПЛАВ

ЛЕСОСПЛАВ вид транспортирования
леса по воде, при к-ром используется плавучесть древесины. Л. как технологич.
процесс входит в состав лесозаготовит. работ (см. Лесозаготовки) и является
их заключит, стадией, имеющей целью доставку заготовленных лесоматериалов
в пункты потребления или перевалки их на др. вид транспорта. Л.- массовый,
наиболее дешёвый, а в нек-рых районах и единств, вид транспорта древесины.
В СССР ежегодно сплавляется 105- 120 млн. м3 древесины, длина
водных путей, используемых под Л., достигает 80 тыс.км. Различают молевой(россыпью),
плотовой и кошельный Л.


При молевом сплаве, к-рый обычно
проводится в период весеннего паводка, лесоматериалы транспортируют не
связанными между собой. Он применяется на первичной речной сети при невозможности
использовать др. виды транспорта; запрещается на судоходных реках, а также
на реках, имеющих рыбо- хоз. значение. Для направления движения леса по
лесосплавному ходу устанавливают направляющие сооружения (боны), а для
временной или окончат, его задержки в определённых местах сплавной реки
- лесозадерживающие сооружения (запани). При молевом сплаве часть лесоматериалов
в результате потери ими плавучести тонет, засоряя русла рек, поэтому на
мн. реках молевой сплав прекращён или ограничен. При плотовом сплаве лесоматериалы
сплачивают (увязывают) в пучки или др. формы транспортных единиц, из к-рых
составляют плоты (объёмом до 27 тыс. м3 и более), буксируемые
теплоходами. Применяется на судоходных и временно судоходных путях. Сплотка
лесоматериалов производится на воде (на акваториях сплавных рейдов) или
на берегу (на плотбищах) при помощи сплоточных машин и сплоточно-транспорт-
ных агрегатов. Для проводки леса через плотины и др. гидротехнические сооружения
при молевом или плотовом сплаве используют лесопропускные сооружения. При
кошельном сплаве не связанные между собой брёвна транспортируют теплоходами
в спец. плавучих ограждениях (кошелях) из брёвен. Такой Л. осуществляется
в небольших объёмах по системе озёр, а также на короткие расстояния по
озеровидным участкам.


Для сохранения при Л. плавучести
древесины лиственных пород (напр., берёзы и осины) брёвна подвергают сушке,
а торцы их покрывают гидроизоляционными составами. Более совершенным видом
водного транспорта лесоматериалов, не зависящим от их плавучести, является
перевозка в судах. Судовые перевозки применяют для доставки лесоматериалов
по водным путям, отличающимся сложными путевыми условиями (по шлюзованным
судоходным и временно судоходным рекам, водохранилищам, озёрам, каналам
и морям). В этих случаях лес транспортируют лесовозами. Л. организуют и
проводят лесосплавные и лесозаготовит. предприятия с участием пароход ств.


Лит.: Б у д ы к а С. X., М а н у-
хин Г. А., Пименов А. Н., Водный транспорт леса и механизация лесосплавных
работ, Минск, 1970. А.Н.Пименов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я