Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ машины,
механизмы, вспомогательные сооружения и устройства, предназначенные для
выполнения производств, операций на лесозаготовках. К Л. о. относятся моторные
инструменты; транспортные средства; станки, агрегаты и полуавтоматич. линии
для первичной обработки древесины (обрубки сучьев, раскряжёвки и разделки
хлыстов, окорки сортиментов, раскола чураков и др.); подъёмно-транспортные
машины и устройства. Различают следующие виды моторных инструментов: бензиномоторные
и электромоторные пилы - для валки леса, обрезки толстых сучьев, раскряжёвки
хлыстов и поперечного пиления брёвен; бензиномоторные и электромоторные
ручные сучкорезки; инструменты, созданные на базе пил и суч- корезок,-
валочные клинья и домкраты, кусторезы, окорочники, мотосвёрла, снегоочистители,
насосы, мотолебёдки и т. д. На лесозаготовках наиболее распространены пилы
с бензиновыми двигателями (см. табл. 1), ежегодная потребность в таких
пилах для СССР составляет 180- 200 тыс. штук.


Табл. 1.- Краткие технические данные
некоторых моторных пил, выпускаемых в СССР








































































































































Бензиномоторные
пилы


Электромоторные
пилы


Технические
данные


"Дружба-
60"


"Дружба-
4"


МП-5 "Урал"


ЭП-К5


ЭП-К6


ЭПЧ-3


Годы выпуска


1960-1962


с 1963


с 1969


1949-1957


с 1958


с 1970


Мощность
двигателя , кет


2,6


3


4


1,5


1,7


3


Масса (для
бензиномоторных пил в незаправленном состоянии), кг


11,3


12,4


11,6


9


9,3


9,5


Транспортные средства подразделяются
на первичный транспорт, служащий для трелёвки (подвозки) заготовляемой
древесины от места повала деревьев (лесосеки) до погрузочных пунктов у
лесовозных дорог, и транспорт, применяемый для перевозки леса по лесовозным
дорогам. Для первичной транспортировки используют трелёвочные тракторы,
оборудованные погрузочными щитами, тяговыми лебёдками и прицепными приспособлениями
(чекерами). В СССР первый специальный гусеничный трелёвочный трактор КТ-12
был создан в конце 40-х гг. В последующие годы были созданы более мощные
и совершенные трелёвочные тракторы (см. табл. 2).


Колёсные тракторы более манёвренны,
скорости передвижения их выше. На базе серийных колёсных тракторов (тягачей)
общего назначения созданы их транспорт- но-трелёвочные модификации К-703
и Т-157. Для устранения ручной прицепки и отцепки при трелёвке тракторы
вместо чекеров оснащаются гидромеханическими устройствами. Например, гидроманипуляторами
оснащены тракторы ТБ-1 и ЛП-11-1 (на базе тракторов ТДТ-55 и ТТ-4), а гидрозахватами
- колёсные тракторы-подборщики Т-157. Для транспорта в горных и заболоченных
лесах применяют канатные установки с приводом от трелёвочных лебёдок ЛЛ-12,
ЛЛ-14, ЛЛ-8. Для первичного транспорта используют также агрегатные лесозаготовит.
машины, напр, ва- лочно-трелёвочные машины ВТМ-4 и валочно-пакетирующие
ЛП-2 (см. Лесосечные работы).


Оборудование для первичной обработки
древесины подразделяется на передвижное и стационарное. Передвижное оборудование
обычно устанавливается на лесосеках или на временных лесных складах. К
нему относятся агрегаты ЛО-25 для очистки стволов деревьев от сучьев и
передвижные сучко- резные машины СМ-2 и СМ-55. В отд.случаях применяют
раскряжёвочные и окорочные машины, а также оборудование для производства
технологич. щепы. Стационарное оборудование используют на постоянно действующих
лесных складах. Для очистки древесных стволов от сучьев служат полуавтоматич.
агрегаты ПСЛ-2М и установки для групповой очистки МСГ-2, обрабатывающие
соответственно 20-25 и 100-125 м3 древесины в 1 ч. Раскряжёвка
и разделка хлыстов осуществляются на полуавтоматич. линиях с продольной
подачей хлыстов ПЛХ-ЗАС и ЛО-15С производительностью 25-30 м3/ч.
Для расколки чураков на 2 части применяют колун КЦ-7, на 2 или 4- гидроколун
ГК-2, на 2, 4 или 6 частей одновременно - гидроколун ЛО-46. Сортировка
и транспортировка сортиментов производятся продольными цепными транспортёрами
с полуавтоматич. сбрасывающими устройствами. Для окорки брёвен применяются
окорочные станки ОК-36, ОК-63, ОК-40Б, ЛО-23.


Лесозаготовит. предприятия оснащаются
специализированным оборудованием: лесопильными рамами, шпалорезными станками,
различными деревообрабатывающими станками, дробилками, оборудованием для
произ-ва древесноволо- книстых и древесностружечных плит.


Для штабелевки и погрузки древесины
в лесозаготовит. процессе используются лесопогрузочные машины, штабелёры.


Для нормальной и эффективной эксплуатации
Л. о. строятся вспомогат. сооружения и устройства - эстакады, подкрановые
и подъездные пути, площадки и т. д. Для технич. обслуживания и ремонта
машин в лесных условиях используют передвижные боксы - профилактории, ремонтные
мастерские, заправочные и подогревающие установки. Для ремонта машин в
стационарных условиях строят ремонтно-механич. мастерские с набором типового
станочного и др. ремонтного оборудования. Д. К. Воевода. В. И. Алябьев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я