ЛЕСГАФТ

ЛЕСГАФТ Пётр Францевич [21.9(3.10).
1837, Петербург,-28.11(11.12).1909, близ Каира; похоронен в Петербурге],
русский педагог, анатом и врач; основоположник науч. системы физич. образования
и врачебно-пед. контроля в физич. культуре, один из создателей теоретич.
анатомии. В 1861 окончил Медико-хирур- гич. академию в Петербурге и был
оставлен при ней для науч. работы. С 1865 доктор медицины, с 1868 профессор,
зав. кафедрой физиол. анатомии в Казанском ун-те. В 1871 за выступление
против произвола реакц. части профессуры и властей Казанского ун-та был
уволен. Вернувшись в Петербург, занимался науч. работой. В 1872-74 руководил
кружком рус. женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургич. академии.
В 1874-86 работал в области организации физич. воспитания и образования
в военно-уч. заведениях. В 1877 основал учебно-гимнастич. курсы для офицеров
при 2-й Петерб. военной гимназии. В 1886-97 читал лекции по анатомии на
естеств. ф-те Петерб. ун-та, на Рождественских женских курсах. В 1893 организовал
Биол. лабораторию, к-рая в 1918 была преобразована в Естественнонаучный
ин-т им. Л. Созданные Л. в 1896 Курсы воспитательниц и руководительниц
физич. образования явились прообразом созданных впоследствии в СССР и др.
странах вузов физич. культуры; в 1919 на базе курсов был открыт Гос. ин-т
физич. образования им. Л. (см. Ленинградский институт физической культуры).


Как обществ, деятель и учёный Л.
сформировался под влиянием революц.- демократич. движения в России 60-х
гг. 19 в. Он активно боролся за развитие нар. образования в России, многое
сделал для организации женского образования. В 1905-06 Л. открыл Вольную
высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров
рабочего просвещения в Петербурге. За прогрессивную обществ, деятельность
подвергался преследованиям пр-ва. Исходя из основного положения созданной
им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, Л. считал возможным
воздействовать функцией, "направленным упражнением", на развитие органов
человеческого тела и всего организма. В основе теории физич. воспитания
Л. лежит принцип единства физич. и умственного развития человека. Единство
и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности
и внутр. органов с психич. проявлениями дали Л. основание рассматривать
систему направленных упражнений как средство не только физич. развития,
но и умственного, нравственного и эстетич. воспитания. Основой физич. развития
Л. считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям
каждой группы мышц. Большое значение Л. придавал подвижным играм как средству
физич. развития и формирования характера ребёнка. Рассматривая закономерности
воспитания ребёнка в семье, формирования его темперамента и характера,
Л. даёт анализ биол. основ наследственности и развития детей. Придавая
решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе
благоприятных условий для проявления всех способностей ребёнка. Л. стремился
глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии
и психологии, однако считал педагогику "филиальной ветвью биологических
наук".


С о ч.: Собр. педагогических сочинений,
т. 1 - 5, М., 1951-54; Избр. педагогические сочинения, т. 1 - 2, М., 1951
- 52.


Лит.: Памяти П. Ф. Лесгафта. Сб.
статей. Под ред. Е. Н. Медынского, М., 1947; Ш а- хвердов Г. Г., П. Ф.
Лесгафт - создатель русской системы подготовки педагогических кадров по
физическому образованию, в кн.: Очерки по истории физической культуры.
Сб. трудов. Под общ. ред. Н. И. Торопова, М.- Я,, 1949; его же, П. Ф- Лесгафт.
Очерк жизни н научно-педагогической деятельности, Л., 1950. Г. Г. Шахвердов.


П. Ф. Лесгафт.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я