Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА академический
им. С. М. Кирова, один из старейших и крупнейших музыкальных театров СССР.
Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии рус. оперного и балетного иск-ва.
Историю театр ведёт с 1783, когда в Петербурге открылся Каменный (Большой)
театр и указом Екатерины II была организована труппа "...не для одних комедий
и трагедий, но и для оперы". Кон. 18 - нач. 19 вв.- время активного формирования
нац. композиторской школы. На сцене театра наряду с иностр. произв. были
поставлены первые оперы рус. композиторов Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича,
М. М. Соколовского, С. И. Давыдова и др. В 1803 оперная и балетная труппы
отделились от драматической. Оперную труппу в 1803-40 возглавил К. А. Кавос
- дирижёр, педагог и композитор, автор многих опер и балетов, поставленных
на сцене театра; балетную труппу (в 1801-29; с перерывом в 1811-16)- балетмейстер
Ш. Л. Дидло. Ведущее положение занимали певцы П. В. Злов, А. М. Крутицкий,
В. М. Самойлов, Е. С. Сандуно- ва и др. и танцовщики Е. И. Колосова, А.
И. Истомина, Н. О. Гольц, Е. А. Те- лешева и др.


В 1836 заново отстроенное здание
Большого театра было полностью отдано под оперные спектакли. В 1836 театр
впервые поставил оперу М. И. Глинки "Иван Сусанин", ознаменовавшую собой
рождение рус. классич. оперного иск-ва. В 1842 была поставлена его вторая
опера - "Руслан и Людмила". В обоих спектаклях раскрылись дарования русских
певцов


О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробьёвой.
В 1843 в Петербурге была создана итал. оперная труппа, в связи с чем русская
была фактически изгнана и в 1845 переведена в Москву. Спектакли русской
оперной труппы возобновились в Петербурге лишь в сер. 50-х гг. на сцене
Театра-цирка; после пожара в 1859 здание было перестроено (арх. А. К. Кавос)
и открыто в I860 под назв. Мариинский театр. В 1883-96 здание театра перестраивалось
под рук. арх. В. А. Шрё- тера. Были реконструированы фасады и интерьеры,
добавлен ряд помещений, деревянные конструкции заменены металлическими,
улучшена акустика зала и сцены.


Подъём освободит, движения в 60-е
гг. 19 в., появление крупнейших рус. композиторов окончательно определили
демократические тенденции русской труппы театра. Были впервые поставлены
оперы -"Псковитянка" Римского-Корсакова (1873), "Борис Годунов" Мусоргского
(1874), "Пиковая дама" Чайковского (1890), "Князь Игорь" Бородина (1890)
и др. В эти годы в театре выступали певцы - Е. А. Лавровская, И. А. Мельников,
Е. К. Мравина, М. А. Славина, Ф. И. Стравинский, М. И. и Н. Н. Фигнеры,
Л. Г. Яковлев и др.; муз. руководителем и дирижёром (1863-1916) был Э.
Ф. Направник. Выдающимся достижением в балетном иск-ве стали балеты П.
И. Чайковского ("Спящая красавица", 1890; "Щелкунчик", 1892; "Лебединое
озеро", 1895) и А. К. Глазунова ("Раймонда", 1898) в постановке М. Петипа
и Л. И. Иванова. В балетной труппе с кон. 19 в. выдвинулись - О. И. Преображенская,
А. П. Павлова, М. Ф. Кше- синская, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижин- ский и
др. В кон. 19 - нач. 20 вв. в театре выступали крупнейшие мастера опер-
но-исполнит. иск-ва. Спектакли отличались законченным муз. ансамблем. Ведущее
место среди исполнителей принадлежало Ф. И. Шаляпину и И. В. Ершову; на
сцене театра пели И. В. Тартаков, И. И. Алчевский, А. М. Давыдов, В. И.
Касторский и др., работали дирижёры Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, художники
А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.


Великая Окт. социалистич. революция
создала условия для подлинного расцвета театра. 9 нояб. 1917 театр был
передан в ведение Наркомпроса, в 1920 получил назв. Гос. акад. театр оперы
и балета. В 1935 ему присвоено имя С. М. Кирова. Коллектив продолжил лучшие
традиции, заложенные мастерами театра. 20-30-е гг. явились периодом сложных
исканий верной репертуарной линии. Наряду с возобновлёнными и новыми пост,
произв. классич. репертуара, театр ставил оперы и балеты совр. зарубежных
композиторов. В кон. 20-х гг. на сцене театра появились сов. оперы - "Орлиный
бунт" Пащенко (1925), "Лёд и сталь" Дешевова (1930), "Броненосец „Потёмкин""
Чишко (1937), "В бурю" Хренникова (1939) и балеты- "Красный мак" Глиэра
(1929), "Бахчисарайский фонтан" Асафьева (1934), "Лауренсия" Крейна (1939),
"Ромео и Джульетта" Прокофьева (1940) и др. В годы Великой Отечеств, войны
1941-45 театр был эвакуирован в Пермь, возвратился в 1944. Здание театра,
частично разрушенное во время арт. обстрела, было восстановлено в 1944
в прежнем виде. В 40-50-е гг. театр широко ставил произв. сов. композиторов,
в т. ч. oneры-"Емельян Пугачёв" Коваля (1942, Пермь), "Дуэнья" ("Обручение
в монастыре") Прокофьева (1946), "Семья Тараса" Кабалевского (1950), "Декабристы"
Шапорина (1953), "Мать" Хренникова (1957) и др. и балеты-"Гаянэ" (1942,
Пермь) и "Спартак" (1956) Хачатуряна, "Медный всадник" Глиэра (1949), "Тропою
грома" Караева (1958), "Берег надежды" Петрова (1959) и др.


В театре в разное время работали:
певцы - Р. Г. Горская, М. О. Рейзен, В.Р. Сливинский, С. И. Мигай, К.Н.
Лаптев, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, И. А. Нечаев, И. П. Яшу-
гин; артисты балета - М. Т. Семёнова, Г. С. Уланова, О. Г. Иордан, Н. М.
Дудинская, Т. М. Вечеслова, Ф. И. Бала- бина, К. М. Сергеев, А. Я. Шелест,
В. М. Чабукиани, А. В. Лопухов и др.; дирижёры-Е.А. Мравинский, В.А. Дра-
нишников, А. М. Пазовский, Б. Э. Хайкин, Д. И. Похитонов, С. В. Ельцин
и др.; режиссёры - С. Э.Радлов, Л. Б. Баратов, И. Ю. Шлепянов, Е. Н. Соковнин
и др.; балетмейстеры - Ф. В. Лопухов, Р.В. Захаров, В.И. Вайнонен, Л.М.
Лавровский, Б. А. Фенстер, К. М. Сергеев. Среди лучших пост. 60 - нач.
70-х гг. оперы - "Семён Котко" Прокофьева (1960), "Судьба человека" Дзержинского
(1961), "Октябрь" Мурадели (1964), "Оптимистическая трагедия" (1966) и
"Анна Снегина" (1967) Холминова, "Волшебная флейта" Моцарта (1966), "Тихий
Дон" Дзержинского (1967), "Лючия ди Лам- мермур" Доницетти (1969), "Абесалом
и Этери" Палиашвили (1971), "Интервенция" Успенского (1972) и балеты "Легенда
о любви" Меликова (1961), "Ленинградская симфония" на музыку 7-й симфонии
Д. Д. Шостаковича (1961), "Золушка" Прокофьева (1964), "Горянка" Кажлаева
(1968), "Гамлет" Червин- ского (1970), "Сотворение мира" Петрова (1971),
"Зачарованный принц" Бриттена (1972) и др.


В труппе театра (1973): певцы - нар.
арт. СССР Б. Т. Штоколов, нар. арт. РСФСР И. П. Алексеев, Р. А. Баринова,
И. А. Бугаев, П. А. Ковалёва, Н. И. Кривуля, В. В. Максимова; солисты балета
- нар. арт. СССР И. А. Колпакова, нар. арт. РСФСР С. В. Викулов, Н. А.
Кур- гапкина, А. И. Сизова, Ю. В. Соловьёв, К. И. Федичева и др.; гл. дирижёр-
нар. арт. СССР К. А. Симеонов, гл. режиссёр-нар. арт. РСФСР Р. И. Тихомиров,
гл. балетмейстер-нар. арт. РСФСР И. Д. Бельский, балетмейстеры - нар. арт.
СССР К. М. Сергеев, засл. деят. иск-в РСФСР Л. В. Якобсон, гл. хормейстер
- нар. арт. РСФСР А. Г. Мурин, гл. художник - нар. художник РСФСР И. В.
Севастьянов. Балетная труппа театра гастролировала в АРЕ, Франции, Англии,
ФРГ, Чехословакии, Австрии, Болгарии, ГДР, США, Японии и др. Награждён
орденом Ленина (1939).


Илл. см. на вклейке, табл. XXVI (стр.
320-321).


Лит.: Свириденко С., Русская опера
в Мариинском театре за 25 лет. Очерк, "Русская музыкальная газета", 1912,
Mb 1, 2, 4, 5; С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера.
1890-1910, Л.- М., 1940; Гос. ордена Ленина академический театр оперы и
балета им. С. М. Кирова, Л." 1957; Ленинградский театр оперы и балета им.
С. М. Кирова, Л., 1972.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я