ЛЕКЦИЯ

ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio - чтение),
систематич., последовательное изложение учебного материала, к.-л. вопроса,
темы, раздела, предмета, методов науки. Различают Л. учебные и публичные.
Учебная Л.- одна из осн. форм учебного процесса и один из осн. методов
преподавания в вузе. В вузах СССР на Л. отводится 50-60% уч. времени по
гуманитарным специальностям, 40-50% - по технич. и с.-х. специальностям.


Характер устного изложения уч. курса
(обычно на лат. языке) Л. приобрела в 18 в. в ун-тах (в средневековых ун-тах
Л. применялась в форме чтения и комментирования преподавателем текста к.-л.
книги). Систематич. курс Л. (в к-ром последовательно излагается материал
по уч. программе) включает Л. вводные, установочные (в системе заочного
и вечернего образования), ординарные, обзорные, заключительные. Л. применяются
также в системах среднего специального и проф.-технич. образования, курсового
обучения, в старших классах средней общеобразоват. школы, а также в системе
политич. просвещения. Публичные Л. эпизодич. и цикловые- одна из основных
форм пропаганды и распространения политич. и науч. знаний в системе культурно-просветит.
работы.


Осн. требования к Л.: научность,
идейность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения,
органич. связь с др. видами уч. занятий - семинарами, лабораторными работами,
уч. и производственной практикой и др. Эти требования к Л. реализуются,
в частности, с помощью лекционных демонстраций - наглядного показа скрытых,
быстро или медленно протекающих процессов (физических, химических, биологических
и др.) средствами кино, телевидения и др. С 50-х гг. Л. транслируются по
радио и телевидению. Отдельные вузы издают курсы Л. ведущих преподавателей;
эти издания используются в учебном процессе наряду с учебниками и учебными
пособиями.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я