ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier)
[наст, фам.- Ж а н н e p e (Jeanneret)] Шарль Эдуар (6.10.1887, Ла-Шо-де-Фон,
Швейцария,-27.8. 1965, Рокбрюйн-Кап-Мар- тен, Лазурный берег, Франция),
французский архитектор и теоретик архитектуры. Сын ремесленника. Учился
декоративно- прикладному иск-ву в Школе иск-в Ла- Шо-де-Фона. Учился и
работал у арх. И. Хофмана в Вене (1907), О. Перре в Париже (1908-10) и
П. Беренса в Берлине (1910-11). С 1917 жил в Париже. Занявшись живописью,
в 1918 вместе с А. Озанфаном разработал теорию пуризма. В 1922 основал
архит. мастерскую совм. с П. Жаннере (двоюродным братом и постоянным соавтором
до 1940). Свою концепцию совр. архитектуры впервые изложил в ст. журнала
"Эспри ну- во" ("L'Esprit Nouveau"; изд. в 1920- 1925), книгах: "К архитектуре"
(1923), "Градостроительство" (1925) и др. Выступая против эклектизма, украшательства,
маскирующего конструкцию здания, Ле К. видел в совр. технике и серийности
индустриального строительства основу для обновления архит. языка, а в выявлении
функционально оправданной структуры сооружения - богатые эстетич. возможности.
Рассматривая гармонию создаваемой человеком искусств, среды как определяющий
фактор бытия, он разделял утопич. надежды на преобразование общества с
помощью архитектуры, Гл. темы творчества Ле К. 20-30-х гг.- градостроительство,
жилище и большие обществ, здания. Новизна архит. предложений Ле К. заключалась
в полном пересмотре проблемы массового жилища на основании тщательного
анализа совр. быта: в реорганизации функций жилища (рациональном сокращении,
слиянии старых, выявлении новых, отвечающих не только насущным бытовым
процессам, но и духовным запросам человека), в технологически детально
разработанном, создающем максимум удобств использовании площади квартиры
при её компактной планировке и расчёте на развитие коллективного обслуживания,
в ориентации на индустриальное строительство и в градостроит, обеспечении
связи отд. жилого дома с окружающей терр. Работы 20-х гг.: жилой дом "Ситроен"
(1922, типовой проект), комплекс особняков Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже
(1923-24; с 1970- ин-т Ле К.), посёлок Пессак, близ Бордо (1925), вилла
в Гарше (илл. см. т. 5, стр. 58), вилла Савой в Пуасси (близ Парижа; 1929-31).
Обобщив этот опыт, Ле К. сформулировал "пять отправных точек современной
архитектуры": поднятое на опорах-столбах здание, плоская крыша-сад, свободная
внутр. планировка, ленточное окно, He- несущая фасадная стена. Для построек
Ле К. этого периода характерны простые теом. формы, белые плоскости фасадов,
обширные остеклённые поверхности. Железобетонная каркасная конструкция
позволила заменить комнаты-ячейки перетекавшими одно в другое и вместе
с тем функционально выделенными помещениями. В известном аскетизме внешнего
облика и полихромии интерьеров находят отзвук живопись Ле К. и теория пуризма.
Градостроит. проекты Ле К., одного из лидеров урбанизма, в 20-30-е гг.
развивали идею "вертикального" города сада с высокой плотностью населения
и большими озеленёнными пространствами, дифференциацией путей движения
пешеходов и транспорта, разделением зон жилья, деловой активности и пром-сти
(проект города на 3 млн. жителей, 1922; "план Вуазен" - план реконструкции
Парижа, 1925; планы городов Буэнос- Айреса, 1930, Алжира, 1930-39, Антверпена,
1932, Немура, Алжир, 1934; ни один из проектов не осуществлён). Ряд теоретических
положений Ле К. лёг в основу "Афинской хартии", принятой 4-м Международным
конгрессом современной архитектуры (1933), и изложен в его кн. "Лучезарный
город" (1935) и "Три человеческих установления" (1945). Выдвинутые Ле К.
принципы архитектуры реализовались: в больших сооружениях кон. 20-30-х
гг.- доме Центросоюза (ныне - Центр, статистич. управление СССР) в Москве
(1928- 1935, при участии Н. Д. Колли), швейц. корпусе студенч. городка
(1930-32) и центре Армии спасения (1932-33) в Париже; в неосуществлённых
проектах - Дворца Лиги Наций в Женеве (1927) и Дворца Советов в Москве
(1931).


В 40-е гг., исследуя проблему архит.
пространства, Ле К. создаёт модулор - систему гармонически связанных величин,
осн. на пропорциях человеческого тела, к-рую он предлагает как шкалу исходных
размеров для стр-ва и художественного конструирования. Произв. Ле К. 50-х
гг. присущи мощная и вместе с тем тонко нюансированная пластика (солнцезащитные
выступы, криволинейные поверхности), остро выявленная архитектоника форм,
активно взаимодействующих с окружающей средой, световые и пространств,
эффекты, контрастное сопоставление материалов различной фактуры, сочетание
однообразных сборных элементов с выдающимися из их ряда скульптурно-пластич.
конструкциями, сочная полихромия (жилой дом в Марселе, 1947-52,-прототип
ряда "жилых единиц", построенных в 50-е гг. в др. городах; капелла Нотр-Дам-дю-О
в Роншане, 1950-54; доминиканский монастырь Ла-Турет в Эвё, близ Лиона,
1956- 1959). В большом цикле работ в Индии (1950-57) Ле К. осуществляет
нек-рые свои градостроительные идеи (ген. план города и ансамбль правительств,
зданий в Чандигархе; Дом текст, ассоциации, музей и виллы в Ахмадабаде).
В сооружениях кон. 50-60-х гг. Ле К. уделяет ещё большее внимание организации
внутр. пространства (его интеграции не только по горизонтали, но и по вертикали
- путём комбинации различных уровней, сменяющей жёсткое деление на этажи),
закономерностям его зрит, и эмоционального восприятия, соотношению функциональной
схемы здания и его архит. структуры (Нац. музей зап. иск-ва в Токио, 1957-59;
павильон фирмы "Филипс" на Всемирной выставке в Брюсселе, илл. см. т. 5,
табл. XXIX, стр. 544-545; Центр иск-в Гарвардского ун-та в Кембридже, США,
1964; больница в Венеции, 1965; сооружённый посмертно по проекту Ле К.
"Центр Ле Корбюзье" в Цюрихе, 1967).


В течение всей жизни Ле К. работал
в различных областях изобразит, иск-ва: писал картины (особенно часто в
20-е и 40-е гг.), в 40-50-е гг. выполнял настенные росписи, эскизы ковров
и скульптурных композиций.


Система теоретич. взглядов Ле К.
и его произв., оказавшие значит, влияние на формирование совр. архитектуры,
во многом выходят за рамки её гл. течений (функционализм, рационализм),
хотя сближаются с ними в выявлении специфич. назначения здания и программном
использовании новейших достижений науки и техники.


Илл. см. на вклейке табл. XV (стр.
192-193), а также т. 2, табл. XXIX (стр. 256-257), т. 10, вклейка к стр.
225.


С о ч.: OEuvre complete. 1910-1965,
v. 1-8, Z., 1929 - 70; в рус. пер.- Планировка города, М., 1933; Архитектура
20 века, [М.], 1970; Творческий путь, М., 1970. "


Лит.: Аркин Д., Ле Корбюзье, в кн.:
Архитектура современного Запада, М., 1932; Колли Н., Архитектор Ле Корбюзье,
"Архитектура СССР", 1965, № 12; Э р н И., Ле Корбюзье, "Декоративное искусство
СССР", 1966, № 1; Gauthier M., Le Corbusier..., P., [1944]; Choay F., Le
Corbusier, N. Y., 1960; В e s s e t M., Qui etait Le Corbusier?, Gen.-P.,
1968. И.В.Эрн.


Ле Корбюзье.


ЛеКорбюзье. "Пять отправных точек
современной архитектуры". 1. Опоры- столбы. 2. Крыша-сад. 3. Свободная
планировка. 4. Непрерывное (ленточное) окно. 5. Ненесущая фасадная стена.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я