ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv,
букв.- ведущий мотив), музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема,
иногда гармонич. последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве
сквозного образа муз. произведения. Обычно служит характеристикой или условным
обозначением определённого персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.
Начиная с 19 в. принцип Л. находит широкое применение в опере, а также
в балете и инструм. программной музыке. В поздних операх Р. Вагнера сложная
система Л. составляет основу муз.-драматургич. развития. Рус. композиторы-классики
М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Кор- саков, П. И. Чайковский художественно
убедительно претворяли принцип Л., однако он не занимает в их сочинениях
столь исключительного положения, как у Вагнера, и сочетается с др. принципами
муз. драматургии. Л. сохранил своё значение и в музыке 20 в. (напр., в
операх и балетах С. С. Прокофьева), новый аспект его использования связан
с развитием киномузыки. Понятие Л. нередко применяется при анализе произведений
лит-ры, обозначая образный оборот, повторяющийся в произведении как момент
постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. Повторяясь и
варьируясь, Л. обрастает ассоциациями и обретает особую идейную, психо-
логич. или символич. углублённость. Например, стук колотушки в повести
А. П. Чехова "Невеста" претворяется в символ монотонной и сонной обывательской
жизни и одновременно - акцентирует перемену умонастроения героини. Говорят
также о звуковых, ритмич., интонац. Л. в поэзии.


Термин "Л." получил и более широкое
нарицательное значение, определяя доминирующее начало в деятельности человека,
в цепи событий и т. п.


Лит.: В а гн е р Р., О применении
музыки к драме в кн.: Избр. статьи, М. 1935; Друскин М. С. Вопросы музыкальной
дра матургии оперы, Л., 1952 Ярустовский Б- М. Драматургия русской оперной
классики, М., 1953; Римский-Корса- к о в Н. А., "Снегурочка" - весенняя
сказка, Поли. собр. соч., т. IV, М., 1960. Г. В. Крауклис.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я