ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ

ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ , автомобиль,
предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до
8 чел. (включая водителя). Наибольшее распространение получили 4-5-местные
Л. а. с закрытыми кузовами.


В СССР Л. а. классифицируются по
рабочему объёму цилиндров двигателя: особо малый Л. а. до 1,2 л, малый
от 1,2 до 1,8 л, средний от 1,8 до 3,5 л, большой св. 3,5 л. Пром-сть СССР
выпускает автомобили всех четырёх классов в соответствии с перспективным
типажом на 5-10 лет. За рубежом Л. а. с рабочим объёмом двигателя до 0,85
л наз. микролитражным автомобилем, а от 0,85 до 1,5 л - малолитражным автомобилем.


Каждый класс Л. а. может быть также
охарактеризован весовыми параметрами, габаритными размерами, ср. эксплуатационными
показателями. Совр. уровень конструкции Л. а. характеризуется данными табл.
(стр. 254).


В зависимости от расположения двигателя
и привода ведущих колёс различают конструктивные компоновки Л. а.: двигатель
в передней части автомобиля, ведущие колёса задние; двигатель в передней
части автомобиля, ведущие колёса передние; двигатель в задней части автомобиля,
ведущие колёса задние.


Кузова Л. а. в большинстве случаев
несущего типа, цельнометаллич., сварные.


Л. а. выпускаются с кузовами различных
типов (рис.): седан-четырёхдверный закрытый кузов с2 или 3 рядами сидений;
лимузин - то же, но с внутр. перегородкой (между передними и задними


Основные показатели современных легковых
автомобилей


(средние данные)










































































































































































Показатели


Класс


особо


малый



малый


средний


большой


Рабочий
объём цилиндров двигателя, л


до 1,2


1,2-1,8


1,8-3,5


св. 3,5


Мощность
двигателя , кет


22,1-36,8


36,8-73,6


73,6-118


132-220


(л. с.)


(30-50)


(50-100)


(100-160)


(180-300)


База (расстояние
между осями), мм


2000-2400


2400-2700


2700-2900


2900-3800


Сухая масса
автомобиля, кг


600-850


850-1150


1150-1500


св. 1500


Максимальная
скорость, км/ч


110-130


120-160


120-170


св. 170


Расход
топлива, л/100 км . . .


6,0-8,0


8,5-10,0


11,0-14,0


14,0-20,0


сиденьями); купе - двухдверный закрытый
кузов; кабриолет - то же, что и седан, но с открывающейся крышей; фаэтон
- четырёхдверный кузов с мягким открывающимся верхом; универсал - закрытый
кузов, имеющий, помимо боковых, ещё и заднюю дверь, задние сиденья складывающиеся,
что позволяет увеличить ёмкость кузова для размещения багажа. Распространены
двухдверные кузова со скошенной задней стенкой и вделанной в неё дополнит.
третьей дверью, что позволяет использовать Л. а. и как грузопассажирский.
На базе Л. а. выпускаются разнообразные специализированные автомобили:
такси, санитарные, почтовые, спортивные и др.


Как правило, Л. а. оснащаются поршневыми
карбюраторными двигателями внутр. сгорания. Отд. фирмы устанавливают дизельные
двигатели, а также ротор- нс-поршневые (см. Ванкеля двигатель). В ряде
стран предполагается завершение разработок и серийный выпуск Л. а. с электрич.
двигателем. В трансмиссии гл. обр. используются однодисковые сухие сцепления,
четырёх-пятиступенчатые коробки передач, шестерёнчатые главные передачи
с гипоидным зацеплением. Нек-рые автомобили выпускаются с авте- матич.
коробками передач. Осн. тип передней подвески - независимая ры- чажно-пружинная
подвеска, задняя подвеска в большинстве случаев зависимая с упругими элементами
в виде рессор или пружин. Тормозные системы - с гидравлич. приводом. Колёсные
тормоза колодочные или дисковые - с автоматич. регулировкой.


В новых моделях Л. а. повышаются
динамич. и экономич. качества, увеличивается их макс, скорость, сокращается
время, затрачиваемое на разгон, повышается эффективность действия тормозов,
комфортабельность и облегчается управление. Большое внимание уделено повышению
безопасности конструкции, снижению токсичности отработавших газов двигателя,
снижению уровня шума, внешним формам и качеству покраски, а также лучшему
приспособлению Л. а. для туристских поездок (решётчатые багажники, устанавливаемые
на крыше, откидывающиеся спинки переднего сиденья и т. п.). Некоторые Л.
а. оборудуются приспособлениями для буксировки лёгких одноосных прицепов
(прицепа-дачи, прицепа для перевозки лодки и др.). Л. а. оснащаются различным
оборудованием, предотвращающим травмирование водителя и пассажиров в случае
дорожно-транспортного происшествия (см. Безопасный автомобиль).


Наибольшая интенсивность эксплуатации
у автомобилей-такси. Их годовой пробег в СССР составляет в среднем ок.
80 тыс. км, у Л. а., используемых для служебных целей,- 30-40 тыс. км,
у автомобилей личного пользования - ок. 8 тыс. км.


В 1971 в СССР выпущено 529 тыс. Л.
а. (5,5 тыс. в 1940; 64,6 тыс. в 1950; 138,8 тыс. в 1960).


Производство Л. а. в СССР увеличится
к 1975 по сравнению с 1970 в 3,5- 3,8 раза и достигнет примерно 1300 тыс.
Л. а. в год. Резкое увеличение выпуска Л. а. в СССР стало возможным благодаря
пуску Волжского автозавода, рассчитанного на производство 660 тыс. Л. а.
в год. Мировое производство Л. а. составляет 24 300 тыс. автомобилей в
год (1971). См. также статьи Автомобиль, Автомобильная промышленность,
Автомобильный двигатель, •"Волга", "Жигули", "Запорожец", "Москвич".


Илл. см. на вклейке, табл. XIII,
XIV (стр. 192-193).


Лит.: Фучаджи К. С., Кауфман Ш. М.,
Автомобиль "Запорожец" ЗАЗ-965А. Устройство, техническое обслуживание и
ремонт, М., 1969; Гольд Б- В., Как работает автомобиль, 4 изд., М., 1970
Краткий автомобильный справочник, 6 изд. М., 1971; Родионов В. Ф. и Ф и
т терман Б. М., Легковые автомобили М., 1971; Автомобиль "Москвич-412",
М. 1971; Автомобиль ГАЗ-24 "Волга", М., 1971 Н. ?. Островский


Легковые автомобили с кузовами: а
- седан; б - лимузин; в - купе; г - универсал; д - кабриолет; е - спортивного
типа.



ЛЁГКОЙ И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ИНСТИТУТЫ, готовят инженеров разного профиля - технологов, механиков,
электромехаников, экономистов и др. В 1973 в СССР было 12 таких ин-тов:
3 технологич. лёгкой пром-сти - Витебский (осн. в 1965), Киевский и Московский
(оба в 1930); 3 текстильной и лёгкой пром-сти - Всесоюзный заочный (1944,
в Москве), Ленинградский им. С. М. Кирова (1930) и Ташкентский (1932);
2 текстильных - Ивановский им. М. В. Фрунзе (1930) и Московский (1919);
4 технологич. бытового обслуживания - Дальневосточный (1967, во Владивостоке),
Московский (1961, как ин-т местной пром-сти), Хмельницкий (1967) и Шахтинский
(1969). Всесоюзный заочный ин-т имеет филиалы в Барнауле и Омске, Московский
ин-т лёгкой пром-сти - в Новосибирске, Московский технологич. бытового
обслуживания - в Ленинграде и Уфе. Во всех ин-тах, кроме Дальневосточного,
Хмельницкого и Шахтинского, есть аспирантура. Право приёма к защите докторских
и кандидатских диссертаций предоставлено Московским текстильному и технологич.
лёгкой пром-сти ин-там, Киевскому, Ленинградскому ин-там; кандидатских
- Ивановскому, Ташкентскому, Московскому технологическому бытового обслуживания.
Срок обучения в ин-тах 5-6 лет. По окончании обучения студенты защищают
дипломный проект и получают квалификацию инженера соответствующего профиля.
с. С.Гальцов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я