ЛАФАРГ

ЛАФАРГ (Lafargue) Поль (15.
1. 1842, Сантьяго, Куба, - 25. 11. 1911, Париж), деятель французского и
междунар. рабочего движения. По характеристике В. И. Ленина, один из "...самых
талантливых и глубоких распространителей марксизма..." (Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 20, с. 387 ). Род. в семье франц. виноторговца, к-рая вернулась
в 1851 во Францию. С 1864 Л., в то время студент Высшей мед. школы в Париже,
примкнул к социалистич. движению. Как участник междунар. революц. студенческого
конгресса в Льеже (окт. 1865) был исключён из школы. В нач. 1866 переехал
в Лондон, вступил в том же году в 1-й Интернационал, стал членом его Ген.
совета. В 1868 в Англии завершил мед. образование. Познакомившись с К.
Марксом и его семьёй, Л. в апр. 1868 женился на дочери Маркса - Лауре.
Вернувшись в 1868 во Францию, участвовал в создании Парижской федерации
Интернационала (апр. 1869); затем переехал в Бордо, создав и возглавив
там секцию Интернационала. После поражения Парижской Коммуны 1871 эмигрировал
в Испанию, где энергично боролся за поддержку исп. секциями Интернационала
линии Генерального совета против бакунистов. Участник Гаагского конгресса
(1872) 1-го Интернационала, Л. помогал К. Марксу и Ф. Энгельсу в написании
направленной против бакунизма брошюры "Альянс социалистической демократии
и Международное товарищество рабочих". В 1872 переехал в Лондон. К кон.
70-х гг. относится начало его совм. деятельности с Ж. Тедом. В 1880 при
содействии К. Маркса и Ф. Энгельса Лафарг и Гед выработали программу франц.
Рабочей партии. Вернувшись в 1882, после амнистии коммунаров, во Францию,
Л. возглавил вместе с Гедом эту партию. Л. вёл решит, борьбу с оппортунизмом
и его различными разновидностями, отстаивая принципы революц. марксизма.
В 1891-93, будучи депутатом парламента, в своих речах выдвигал вопрос о
необходимости единства действий с рабочими-католиками. В Дрейфуса деле
Л. резко протестовал против сектантской политики невмешательства, к-рой
придерживались Ж. Гед и Э. Вайян. В Объединённой социалистич. партии (осн.
в 1905) Л. не разделял реформистских позиций гедистов по отношению к профсоюзам;
настаивал на необходимости антимилитаристской пропаганды, оставаясь последовательным
интернационалистом. Л. был связан с рус. революц. движением, публиковал
статьи в рус. прогрессивной прессе. Большое значение придавал рус. Революции
1905-07, считая, что её победа всколыхнёт зап.-европ. рабочее движение.


Л. внёс значит, вклад в разработку
марксистской теории. Резко критиковал агностицизм и идеализм и всякую попытку
примирения с ними материализма. В многочисл. экономич. работах ("Теория
стоимости и прибавочной стоимости Маркса и буржуазные экономисты", "Ответ
на критику К. Маркса", "Собственность, ее возникновение и развитие", "Американские
тресты" и др.) подверг сокрушительной критике капиталистич. систему и её
апологетов. Внимание Л. особенно привлекала проблема "...влияния экономических
явлений общества не только на его политические движения, но и на развитие
его литературной и философской мысли и на его моральное развитие" (см.
письмо Л. к рус. экономисту Н. Даниельсону в журн.: "Летописи марксизма",
1927, № 2, с. 109-10). Л. оставил ряд работ, в к-рых стремился проследить
происхождение самых отвлечённых и сложных надстроечных категорий и явлений
и их зависимость от обществ. отношений ("Идеализм и материализм в объяснении
истории", "Экономический детерминизм К. Маркса. Исследование о происхождении
моральных, религиозных и философских идей" и др.). Л. дал своё истолкование
возникновения религ. идей в первобытном обществе и их дальнейшей эволюции,
происхождения мифов, ряда религ. обрядов ("Миф о Прометее", "Миф об Адаме
и Еве" и др.). В своих литературоведч. работах стремился выявить социально-классовую
направленность произведения, анализируя при этом и его форму. В работе
"Французский язык до и после революции" Л. рассматривал историю языка с
позиций ист. материализма, доказывая важность воздействия на язык социально-экономич.
факторов.


В философии в отд. случаях Л. вставал
на позиции метафизич. материализма. Нек-рым его суждениям в области литературоведения
свойственны тенденции к социологич. схематизму. Тем не менее в целом работы
Л. были значит, явлением в самых разных областях обществ, наук, содействовали
распространению и утверждению марксистского мировоззрения. Л. задолго до
смерти принял решение уйти из жизни, не переступив порога семидесятилетия,
прежде, чем старость успеет парализовать его энергию. Он и его жена Лаура
покончили жизнь самоубийством. Л. оставил письмо, к-рое закончил словами:
"Я умираю с радостной уверенностью, что дело, которому я посвятил вот уже
45 лет, восторжествует. Да здравствует коммунизм, да здравствует международный
социализм" ("L'Huma- nite", P., 1911, 4 dec.). На похоронах от имени РСДРП
выступил В. И. Ленин, лично знавший Л. и высоко ценивший его деятельность.


Соч. в рус. пер.: Соч., т. 1 - 3,
М- - Л., 1925-31; Памфлеты, М. - Л., 1931; Литературно-критические статьи,
М., 1936; Религия и капитал, М., 1937; Е n g e I s F. et LafargueP. etL.,
Correspondance, t. 1-3, P., 1956-59; Textes choisis, P.. 1970.


Лит-: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 31-36 (см. Указатель имен); Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5
изд., т. 18, с. 211 - 13; т. 20, с. 387-88; М о м д- ж я н X. Н., Лафарг
и некоторые вопросы марксистской теории, Ереван, 1954; Г о ф- феншеферВ.,
Из истории марксистской критики. П. Лафарг и борьба за реализм, М., 1967;
Д а л и н В. М., Было ли гедистское направление единым?, в его кн.: Люди
и идеи, М., 1970; W i 1 1 а г d С., Les guesdistes, P.. 1965; Dommanget
M., L'introduction du marxisme en France, Lausanne, 1969. В. М. Долин.


П. Лафарг.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я